Главная Избранное Как рассказать детям о Великой Отечественной войне

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне
Добавить в избранное Распечатать

Каждый раз, когда приближается 9 Мая, родители и педагоги задумываются, как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне так, чтобы сформировать у него адекватное отношение к этой теме.

При подготовке беседы с детьми важно ответить на вопрос: «Как влияет война на их душевный мир?» Существует мнение, что детям до определённого возраста лучше совсем не знать о том, что в мире есть кровопролитие, боль и страдание. Сторонники такого подхода в воспитании считают, что это поможет молодому поколению вырасти без травм и склонности к насилию. Так ли это?

С психологической точки зрения, уверенность человека базируется на знании о своих корнях. Всё, что происходило до нас, имеет в нашей жизни огромное значение. Неслучайно раньше люди составляли родословные, особо указывая на тех предков, которыми гордились. Неосознанно мы как бы видим в них частичку самих себя.

Пращуры служат для нас внутренней опорой. Потеря традиции сохранять родословные сильно подкосила чувство уверенности в себе у населения России. Сейчас в большинстве семей память о предках как раз и сохранилась максимум до поколения дедов и прадедов, участвовавших в ВОВ. Для многих современных детей знание, что прадедушка воевал, защищал Родину — повод гордиться своими корнями.

Другой аспект темы Великой Отечественной войны — её жестокость и трагизм, смерть миллионов советский людей, ужасы пожаров, бомбёжек и голода. Стоит ли освещать эту сторону детям? Думаю, что это событие нельзя преподносить как праздник или что-то типа игры. Если мы хотим, чтобы этого никогда не повторилось, наши дети должны знать правду. Конечно, подавать её надо с учётом возраста собеседника.

Важным в разговоре о ВОВ является воспитательный момент. На войне человек предстаёт таким, каков он есть на самом деле, преодолевая свои страхи и двигаясь во имя идеи к светлой цели или убегая от самого себя, отказываясь от того, во что верил.

Во времена СССР военные рассказы становились основой нравственного и морально-этического воспитания молодёжи. Сейчас мы не касаемся того, насколько это было верно и как именно это подавалось. Но в этом нет ничего предосудительного.

У детей обязательно должны быть герои и идеалы. И лучше, чтобы это были реальные люди, которыми, действительно, можно гордиться, нежели трансформеры или персонажи фильмов о вампирах.

Детям о войне 1941–1945 для школьников

Как детям донести информацию о войне 1941–1945 годов

Показать фильм

Советские фильмы о ВОВ всё ещё остаются прекрасными помощниками в разговорах на эту сложную тему.

  • «В бой идут одни старики»;
  • «Судьба человека»;
  • «А зори здесь тихие».

В них война живая, человеческая, в них показаны тяготы военного времени, боль реальных людей, их мужество и героизм.

С 7–8 лет школьники хорошо чувствуют и понимают такое кино. Фильмы нужно смотреть вместе со взрослыми. Реакция родителей и педагогов — важная сторона воспитания. Даже если сложная сюжетная линия останется непонятной ребёнку, ваши личные эмоции станут основой для формирования его отношения к войне.

При просмотре фильмов не спешите отвечать на детские вопросы. «Почему он плачет, он же остался жив?», «Почему они победили, а музыка всё равно грустная?». Спрашивайте: «А ты как думаешь? Как бы ты объяснил?»

Делайте паузы, дайте детям подумать и самостоятельно выстроить цепочку смыслов. Пусть ребята выскажутся: часто они дают довольно точные объяснения тому, что увидели на экране, проявляя огромное сочувствие.

Познакомить с хорошей книгой

Ещё один способ рассказать о Великой Отечественной войне — чтение художественных книг на военную тематику. Помните, что книги, как и фильмы, надо подбирать в соответствии с возрастом читателей.

Хорошо, когда один из героев повести или рассказа будет ровесником слушателей. Например, как в книге Анны Печерской «Дети — герои Великой Отечественной войны».

Знакомить малышей с книгами военной тематики можно с 3–4 лет. Конечно, им будут сложны для понимания крупные произведения, такие как повести или романы. Начинать стоит со стихов и небольших рассказов. Предварительно нужно подготовить ребёнка, поговорив с ним о том, что такое «война», объяснив слова, которые, возможно, малышу будут непонятны, например, «редут», «пехота», «батальон».

Для чтения младшим дошкольникам подходят следующие произведения:

  • «Отцовское поле» Владимира Куприна;
  • стихотворение «Победой кончилась война» Сергея Михалкова;
  • «Дедушкин орден» Анатолия Митяева.

Для старших дошкольников можно взять:

  • «Брестскую крепость» Сергея Алексеева;
  • рассказ «Война и дети» Аркадия Гайдара;
  • книгу «Генерал» Джанет Чартерс с иллюстрациями Майкла Формана.

Младшим школьникам будут интересны следующие произведения:

  • «Дорогие мои мальчишки» и «Рассказ об отсутствующем» Льва Кассиля;
  • «Арбузный переулок» и «Твои защитники» Виктора Драгунского;
  • «Рассказы о Великой Отечественной войне» и «Рассказы о полководцах» Сергея Алексеева;
  • «Девочка из города» Любови Воронковой;
  • «Сын полка» Валентина Катаева.

После чтения книги можно обсудить её сюжет, поговорив о том, какие чувства испытывали дети при прочтении, что их потрясло, что они посчитали важным для себя.

Прослушивание песен

В Монтессори-классах у дошкольников и младших школьников есть свободный доступ к дискам и музыкальному центру с наушниками. Примерно за 1–1,5 месяца до Дня Победы в музыкальном уголке размещаются песни и произведения военных лет.

Это помогает детям эмоционально погрузиться в то время, прочувствовать атмосферу. Важно подобрать композиции высокого качества как в плане содержания, так и звучания.

Например, это могут быть:

  • «Баллада о солдате» (музыка Василия Соловьёва-Седого, слова Михаила Матусовского);
  • «В землянке» (музыка Константина Листова, слова Алексея Суркова);
  • «Катюша» (музыка Матвей Блантера, слова Михаила Исаковского).

Детям о войне 1941–1945 для школьников

Беседы о Великой Отечественной войне

Во-первых, осветить тему ВОВ за одну встречу невозможно. Беседы должны проходить систематически, например, в течение месяца до и после Дня Победы. И конечно, нужно разговаривать об этом в течение всего года, например, в день освобождения своего родного города, в День снятия блокады Ленинграда.

Во-вторых, готовясь к беседе о Великой Отечественной войне, первое, что необходимо учитывать — возраст слушателей. Но при этом в разговоре с детьми любого возраста на эту тему вы должны донести мысль, что наш хрупкий мир прекрасен и его надо беречь и сохранять.

Необходимо затронуть причины, по которым в мире происходят войны. Чаще всего это борьба за новые территории. Но Вторая мировая имела важную особенность. Германия напала на Советский Союз и соседние страны ещё и потому, что их население было другой национальности. Все, кто не относился к арийской расе, должны были подчиниться нацистскому режиму.

Детям важно объяснить, что на территории самой Германии проживали разные национальности. К ним немецкое руководство применило карательные меры в первую очередь.

Важно отметить, что Германия напала на Советский Союз внезапно, когда люди мирно спали. Но жители СССР отказались покориться фашистам, вступив с ними в неравную борьбу. Благодаря мужеству и отваге наших дедов и прадедов, сражавшихся за Родину, а также тех, кто работал в тылу, страна одержала победу над врагом.

С младшими дошкольниками (3–4 года) проведите беседы о причинах ВОВ, о подвигах советских воинов, о том, как и почему мы празднуем 9 Мая. Сделайте тематические поделки, выучите военные стихи и песни.

Помните, что в 3–6 лет дошкольникам достаточно несколько раз услышать стихотворение или песню, чтобы запомнить. Не следует заставлять их насильно учить слова.

К старшим дошкольникам (5–6 лет) пригласите военных. Почитайте с детьми рассказы и стихи о подвигах советских людей. Для тех, кто уже начинает самостоятельно читать, подготовьте карточки с картинами и небольшими текстами (1–2 предложения).

С детьми 6–9 лет можно провести тематические беседы на следующие темы:

  • о битвах за Москву, Сталинград и сражение на Курской дуге;
  • защитниках Брестской крепости;
  • блокаде Ленинграда, подвиге юных героев ВОВ;
  • детях, которые трудились в тылу.

Младшим школьникам и подросткам будут интересные беседы о подвигах героев Великой Отечественной войны, развитии военной техники и оружия в военные годы.

Поездки и экскурсии

Мы можем познакомить детей с ветеранами или работниками тыла, которые расскажут о ВОВ. Такие встречи оставляют в душе ребят неизгладимый след на всю жизнь.

Важно посетить с детьми музеи боевой славы, памятники героям Великой Отечественной войны. Можно организовать выездные экскурсии к местам боёв, если ваш город находится недалеко от них. Или запланировать специальную поездку для детей младшего школьного возраста по местам боевой славы на несколько дней.

Важно, чтобы родители активно сотрудничали с педагогами, оказывая помощь в организации экскурсий, так как родительская позиция и пример в отношении к войне является самым важным для ребёнка.

Детям о войне 1941–1945 для школьников

День Победы в Монтессори-школе

В нашей Монтессори-школе «Алиса» подготовка к празднику начинается за 1–2 месяца. В уголке для чтения размещаются книги о войне в соответствии с возрастом детей, в музыкальном уголке — диски с подборками песен, которые педагоги готовят заранее.

Перед праздником дети украшают классы, приносят фотографии своих близких, участвовавших в ВОВ. Организуется «Стена Памяти». Заранее готовится классная «Книга Памяти», в которой рассказывается о сражавшихся родственниках учеников. Страницы «Книги Памяти» создаются каждой семьёй в отдельности, а затем сшиваются в общий альбом.

В канун 9 Мая проводятся мероприятия, посвящённые Дню Победы. С 3–4 лет каждый ребёнок знакомит одноклассников с фотографиями своих дедов или прадедов, участников войны, и рассказывает о его подвигах. Многие дети в этот день надевают военную форму в память о погибших солдатах и прикрепляют георгиевские ленточки к одежде, как дань уважения тем, кто защищал нашу страну.

Этот праздник и радостный, и грустный. Мы стараемся донести детям, почему победа была «со слезами на глазах». Поэтому 9 Мая дети зажигают свечи в память о погибших.

Ребята посещают Площадь Победы и различные мемориалы, которых в нашем городе много — оборона Воронежа была кровопролитной и тяжёлой. Возлагают цветы к Вечному огню. В эти дни в классах проходят встречи с военными, накануне детям показывают художественные военные фильмы.

Подводя итоги, хочется отметить, что позиция взрослых, их личный пример, интерес к событиям ВОВ и трепетное отношение к памяти предков передадутся детям, помогут им сформировать уважительное отношение к подвигам наших дедов и прадедов и гордость за прошлое и настоящее нашей страны.

На фото День Победы в Монтессори-школе «Алиса» (Воронеж)

Читать по теме:

Праздновать ли День Победы в Монтессори-саду?

Комментарии (4)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Misha

Уходят ветераны… Неотвратимо приходит время, когда о событиях Великой Отечественной войны подрастающему поколению будут рассказывать литература, поэзия, кинематограф, и вместо живого ветеранского слова в семьях будут переходить от детей внукам боевые награды – медали и ордена героев войны. Поэтому так возрастает роль искреннего и сердечного внимания к славному боевому прошлому нашего народа, нашей Родины.

18 Мая 2018 Ответить

Vlad

Уходят ветераны… Неотвратимо приходит время, когда о событиях Великой Отечественной войны подрастающему поколению будут рассказывать литература, поэзия, кинематограф, и вместо живого ветеранского слова в семьях будут переходить от детей внукам боевые награды – медали и ордена героев войны. Поэтому так возрастает роль искреннего и сердечного внимания к славному боевому прошлому нашего народа, нашей Родины.

15 Мая 2018 Ответить

Никита

Я, конечно, не эксперт в системе Монтессори, но появляются вопросы. Во-первых, месяц до и после ДП, да еще по праздникам - это >20% учебного года. Не многовато ли времени для военного воспитания? Во-вторых, почему с целью “донести мысль, что наш хрупкий мир прекрасен и его надо беречь и сохранять” нужно обсуждать войну (при этом конкретную)? В материалы заложен контроль ошибки, чтобы педагогу не приходилось постоянно ходить и талдычить, что ребенок все делает неправильно, почему тут применяем абсолютно обратный подход? Кроме того, в Монтессори-педагогике столько посвящено теме мира, тут и уроки мира, и розы мира, все что угодно. Зачем целые месяцы посвящать теме войны? Где в трудах Монтессори уроки войны? В-третьих, какой в этом всем смысл? Что ребенок может вынести из этой темы, кроме травмы? В чем такой сакральный смысл ВОВ, что необходимо с 3-х лет ребенка бомбардировать этой жестью? Абсолютно никаких уроков для его жизни на этом этапе это не несет. Идеи войны, врага, смерти невозможно понять в этом возрасте. Мир заключается не только в отсутствии войны. А смысл такой же, как и всегда. Идеологическая индоктринация должна вестись с самого раннего возраста, иначе окно закроется и человека уже не наполнишь ненавистью и смертью. Мальчики-воины и девочки, которые должны этих воинов рожать и хоронить. Проводить это под именем Марии Монтессори - преступно и подло.

30 Апреля 2018 Ответить

Могилева Вера

Во-первых, ВОВ – это одно из главных событий, на котором базируется история, культура и психология современной России. Забвение павших в той войне - вот истинное преступление. Лишите народ памяти о прошлом, и у него не будет будущего. Во-вторых, Мария Монтессори так много писала о мире, потому что лично пережила ужасы двух войн. Именно по этой причине и появился один из лозунгов ее педагогики «Образование ради мира!». Что касается контроля, то в Монтессори-педагогике их два типа – контроль в материале и в самом ребенке. Контроль в самом ребенке в данном случае – это его отношение к войне. Отношение к войне и миру, к добру и злу – это вещи, связанные с формированием мировоззрения и морали. Они складываются из знания и осознания реальных ситуаций и фактов. История войны, которая затронула каждую семью в России, в которой погибли по последним оценкам около 46 миллионов человек, не может стоять в стороне. Это важный моральный урок для детей. Это повод гордости за тех, кто отстоял мир и является твоим прадедом или прапрадедом. В-третьих, о смыслах… В Монтессори-педагогике сама Мария Монтессори очень много внимания уделяла воспитанию морали. Будучи католичкой, она разработала презентации, которые помогали детям усвоить христианские принципы и нормы, объясняли суть многих церковных церемоний. В своих лекциях во время войны и после она много говорила о недопустимости войны. Чтобы стремиться к светлому, надо понимать, чего мы не хотим допустить. Важным смыслом является и уважение к тем, кто погиб и выстоял в этой войне, т.е. к своим предкам, а значит, и к самим себе. В данной теме Вы лично видите идеологическую подоплеку. Донести тему войны можно по-разному, о чем и говориться в статье. Но, кстати, человек не может без идеологии. Об этом писала сама Монтессори. А Марио Монтессори выделил в качестве одной из главных человеческих тенденций – стремление к духовности. Сюда он относил, помимо всего прочего, и религиозность, которая также является частью идеологии многих государств. Помня о том, сколько близких погибло у большей части населения нашей страны, в том числе и детей, ваша фраза о том, что рассказывать о войне подло, звучит, как минимум, по-настоящему подло по отношению к памяти предков и национальной памяти.

04 Мая 2018 Ответить

Интересное на Монтессори.дети

БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ МОНТЕССОРИ-СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЁХ ЛЕТ»
Для выгрузки в RSS

БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ МОНТЕССОРИ-СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЁХ ЛЕТ»

2 комментария
На стене МГПУ появился портрет Марии Монтессори
Для выгрузки в RSS

На стене МГПУ появился портрет Марии Монтессори

1 комментарий
СЕМИНАР «КАК СКАЗАТЬ РЕБЁНКУ ”НЕТ”» ПРОЙДЁТ В ММЦ «ОТРАДА»
Новости

СЕМИНАР «КАК СКАЗАТЬ РЕБЁНКУ ”НЕТ”» ПРОЙДЁТ В ММЦ «ОТРАДА»

В ММЦ «Отрада» пройдёт семинар «Типичный день в Монтессори»
Для выгрузки в RSS

В ММЦ «Отрада» пройдёт семинар «Типичный день в Монтессори»

В ММЦ пройдёт неформальная Монтессори-дискуссия
Для выгрузки в RSS

В ММЦ пройдёт неформальная Монтессори-дискуссия

Отвечаем на вопросы

Задать свой вопрос эксперту
Интересные химические, физические и биологические опыты для детей в домашних условиях и на улице
Воспитание

Интересные химические, физические и биологические опыты для детей в домашних условиях и на улице

Правила поведения на детской игровой площадке
Воспитание

Правила поведения на детской игровой площадке

Как купать новорождённого ребёнка в ванночке
Воспитание

Как купать новорождённого ребёнка в ванночке

Как привить ребёнку любовь к чтению
Воспитание

Как привить ребёнку любовь к чтению

Как научить ребёнка выбирать и дарить подарки
Воспитание

Как научить ребёнка выбирать и дарить подарки