Вход
странные игры

Как реагировать на «странные» игры ребёнка?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Сыну 4 года. Когда мы играем в разные ситуации, он просит сказать, например: «А ты что ко мне без подарка пришел?» (хотя мне бы хотелось сказать: «И какой же подарок ты принёс?»); «Ты никогда не сможешь выбраться из этой ямы» (хотя мне хочется сказать: «Давай, ещё чуть-чуть, и ты сможешь!»); «У тебя в коробке, наверное, ничего нет» (хотя мне хотелось бы спросить: «А что у тебя в коробке?»). Ещё сын просит говорить ему, что он что-то не сможет сделать, а потом доказывает обратное и говорит: «Смотри, как я могу». Я понимаю, в это можно поиграть, но не весь же день! Так играть он начал недавно. Подскажите, нормально ли это? И как мне быть? Я иногда себя чувствую попугаем – одно и то же повторять по 10–20 раз. Но если я отвечаю по-своему, ему это не нравится: он хочет слышать то, что просит сказать.

На вопрос отвечает Юлия Гусева, психолог:

– Не все игры детей имеют одинаковое значение. Если ребёнок играет в ролевые игры со взрослыми и другими детьми и никак не регулирует игру, не направляет другого, в этом случае ребёнок проигрывает различные роли. Такая игра носит функцию социализации. В этом случае взрослый проявляет инициативу, и ребёнок принимает эту инициативу.

По вашему письму я вижу, что вы ориентируетесь именно на такую игру. Однако ваш ребёнок сейчас играет иначе. Он задает правила в игре. В этом случае имеет место другой вид игры. Её можно назвать целебной, психотерапевтической (если вы хотите немного больше узнать о недирективной игровой психотерапии, можете почитать работы Н. Лэндрета, В. Оклендер, В. Экслайн). В вашем случае мальчик целенаправленно учит вас, что говорить и в какой момент. Ему важно проиграть игру по определённому сценарию. Для чего ребёнок это делает? Таким образом он разрешает свои внутренние противоречия, достигает баланса. Такие игры очень важны для ребёнка. Не все дети так играют. Но если ребёнок играет в такие игры – важно играть по его правилам.

Вы пишете, что вам хочется играть иначе. Но давайте определимся с целями этой игры. Если вы играете для своего удовольствия, то, наверно, вы можете играть так, как хочется вам. А если цель игры – способствовать развитию ребёнка, то лучше следовать инструкциям мальчика. Какие цели достигает ребёнок? Вы сами даёте ответ на этот важный вопрос. Ребёнок сам себе доказывает, что он что-то может. В игре он проигрывает ситуации успеха.

Это совершенно нормально. Но при этом важно понимать, что что-то стало причиной таких игр. Произошли какие-то изменения в жизни ребёнка, которые стали причиной указанных игр. Из вашего сообщения я не могу сказать, что стало причиной. Это могут быть тревога, страхи, сравнение себя с другими детьми. Вариантов множество. Если вас беспокоят игры, и вы не готовы в них играть, оптимальным вариантом будет обращение к психологу. Родители могут быть полезны ребёнку, но, конечно, нельзя быть уверенным, что человек, не имеющий специального образования, будет корректным. Психолог, владеющий приёмами игровой терапии будет эффективнее.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.