Вход
Sensornye-materialy

Как сделать дома сенсорные Монтессори-материалы или чем их заменить

Родители, создающие Монтессори-среду дома, часто спрашивают, чем заменить те или иные материалы.

Сразу оговоримся: полноценная Монтессори-среда возможна только в разновозрастной и достаточно большой группе детей, с разнообразными материалами и квалифицированными педагогами. Но не всем доступен подобный идеал. Поэтому лучше использовать элементы Монтессори-среды в домашних условиях, чем отказаться от Монтессори-метода совсем.

В этой статье мы рассмотрим сенсорные материалы, которые родители чаще всего делают дома, и расскажем, как избежать типичных ошибок при замене классических сенсорных материалов.

сенсорный материал коробочки

  1. Сенсорные коробочки.

Родители часто делают сенсорные коробочки для детей дома, наполняя их различными крупами. Считается, что такая игра полезна для сенсорного развития и что это Монтессори-материал. Однако в классической Монтессори-группе подобных коробочек нет.

Сенсорные и волшебные коробочки для детей до 6 лет

Как сделать идеально?

Сама Мария Монтессори говорила о пользе игр в песочнице, обычно этого вполне достаточно. Если вы можете дать ребёнку возможность достаточно часто играть в песочнице, например, на детской площадке, можно вовсе обойтись без сенсорных коробок.

Чем заменить?

Если погодные условия не позволяют играть в песочнице круглый год, сделайте песочницу дома. Крупа, которой обычно наполняют коробочку, может послужить заменой песку. Но только потому, что её проще собрать, а не потому, что песок чем-то уступает крупе в своих качествах. Играть в коробке с крупой стоит точно так же, как дети играют в песочнице: можно использовать лопатки и сосуды для пересыпаний, полезно дополнять коробочку природными материалами. Маленькие игрушки в таких коробках направлены на сюжетную игру, которая, как известно, не приветствуется в Монтессори-педагогике, однако может надолго увлечь детей. Так что право выбора, использовать игрушки или нет, остаётся за вами.

Чем заменять не стоит?

  • Не следует использовать пластик и прочие ненатуральные материалы как наполнители. Отдайте предпочтение песку или приятным на ощупь сырым крупам – пшену, чечевице.
  • Если вы всё же решили использовать игрушки, это должны быть реалистичные копии животных или людей.
  • Не следует окрашивать песок или крупу в яркие неестественные для данных материалов цвета.

Так делать нельзя:

Не используйте заведомо непригодные наполнители, особенно еду. Варёные макароны или желе едят, а не используют для игры, а пеной для бритья бреются. Коробочки с подобными наполнителями не принесут никакой дополнительной пользы для развития ребёнка, только запутают его.

материал сенсорные дорожки

  1. Сенсорные дорожки, коврики и книжки.

Это ещё один материал, который родители часто используют дома.

Как сделать идеально?

Сенсорных дорожек или ковриков в Монтессори-группах также нет. Считается, что ребёнок получает достаточно сенсорных впечатлений, просто взаимодействуя с окружающими предметами, особенно во время прогулок. В том числе поэтому в Монтессори-группах дети обязательно гуляют в любую погоду.

Когда в магазинах появились сенсорные книги, их иногда стали использовать в тоддлер-группах наравне с обычными книгами. Вы можете приобрести 2–3 подобные книги и рассматривать их с ребёнком так же, как и бумажные книги.

Чем заменить?

  • Смело покупайте сенсорные книги с простыми реалистичными изображениями и спокойными гармоничными цветами.
  • Летом как можно чаще позволяйте ребёнку ходить босиком или ползать по траве, песку и другим безопасным поверхностям.
  • Для сенсорных ковриков или дорожек выбирайте приятные на ощупь натуральные материалы. Используйте спокойные гармоничные цвета.

Чем заменять не стоит?

  • Не используйте яркие цвета, тем более не предлагайте детям пёстрые книги или коврики.

Так делать нельзя:

Если вы не уверены на сто процентов в своих способностях к кройке и шитью, не шейте сенсорные книги или коврики! Криво сшитый коврик или книга нарушит гармонию Монтессори-среды, так что проще этот материал заменить или вовсе отказаться от него.

сенсорный материал сортировки

  1. Сортировки.

Ещё один материал, который достаточно просто сделать. Он надолго увлекает детей и действительно очень полезен.

Как сделать идеально?

Сортировки используются в Монтессори-группах. Можно предлагать сортировки по разным качествам: цветам, форме, размеру. Дети с 1,5 до 4 лет любят сортировать предметы. Дети около 4 лет могут работать со многими сортировками с закрытыми глазами.

Монтессори дома: сортировки для малышей от 2 до 4 лет 

Сортировки должны быть простыми и чёткими, выделяющими один признак.

Идеальными сортировками, например, могут быть:

  • сортировка одинаковых предметов на 3 основных цвета;
  • сортировка предметов одинакового цвета по различным формам;
  • сортировка мелких предметов на несколько цветов;
  • сортировка природных материалов, например, камней и ракушек, в том числе с закрытыми глазами.

Чем заменить?

Дома вы можете делать совершенно любые сортировки, однако помните, что начинать нужно с самого простого, постепенно усложняя. Например:

  • сортировка на 3 основных цвета;
  • сортировка шариков на 3 цвета при помощи пинцета;
  • сортировка шариков на несколько цветов;
  • сортировка разных предметов по цветам.

Чем заменять не стоит?

  • Не используйте сортировки бесконечно. Помните, ребёнок обязательно должен заканчивать работу, поэтому предметов для сортировки должно быть ограниченное количество. Если работа понравится ребёнку, он проделает её ещё несколько раз.
  • Не давайте ребёнку сортировки, в которых необходимо разделять предметы по нескольким признакам, например, и по форме, и по цвету одновременно.
  • Не давайте ребёнку для сортировки предметы из негармоничных материалов. Даже такой простой материал, как сортировка, должен быть хорошо оформлен. Предметы для сортирования положите в общую коробку, чтобы ребёнок раскладывал их по нескольким коробочкам или отделениям. Выбирайте коробочки или корзиночки для сортировки нейтрального цвета – они не должны отвлекать ребёнка непосредственно от предметов.

Так делать нельзя:

Не делайте из коробочек для сортировок смешных животных. Ребёнка 1,5–4 лет сортировка увлекает без дополнительных стимулов. Различные уловки только отвлекают детей.

сенсорынй материал мешочки с крупами

  1. Мешочки с крупами и ткани.

Для развития тактильных ощущений родители используют кусочки различной ткани или шьют мешочки, наполненные крупой.

Как сделать идеально?

– Первый материал, который используют в группах для развития тактильного чувства – деревянные доски для ощупывания с чередующимися полосами гладкой и шероховатой поверхности. Ребёнок поочерёдно проводит рукой по гладкой и шершавой поверхностям, а взрослый вводит понятия «гладкий-шершавый». Дома вы можете сделать такие доски, если уверены, что они получатся эстетически привлекательными, и готовы потратить на их создание некоторое количество времени. Предупреждаем, заниматься с ними ребёнок будет всего 1–2 раза.

В Монтессори-группах также используют материал ткани.

Знакомимся с Монтессори-материалами: ткани 

Этот материал просто сделать дома. Возьмите любые кусочки ткани. Вам потребуется 5–6 пар лоскутков примерно 10 на 10 см, отличающихся на ощупь. Лоскутки из разного материала отличаются по цвету, лоскутки из одного материала – одинакового цвета.

Ребёнок подбирает пару каждому материалу, дальнейшая работа идёт с завязанными глазами.

Чем заменить?

- Ввести понятия «шероховатый-гладкий» можно, положив на гладкий стол лист цветной бархатной бумаги. Предложите ребёнку поочерёдно проводить рукой по гладкой и шероховатой поверхностям, вводя понятия.

  • Вы можете сшить небольшие мешочки, наполнив их разными крупами по парам. Ребёнок подбирает пару к каждому мешочку.

Чем заменять не стоит?

  • Если вы не уверены в своих способностях к кройке и шитью, не следует шить парные мешочки. Лучше используйте ткани.
  • Не используйте лоскутки разных размеров или ярких и пёстрых цветов.

сенсорный материал розовая башня

  1. Розовая башня и другие материалы для различения размеров.

Когда родители начинают изучать данные материалы, они обычно приходят в замешательство. Действительно, непросто заменить или сделать дома розовую башню или красные штанги. К сожалению, чаще всего такие попытки заканчиваются неудачно.

Как сделать идеально?

– Розовая башня – это материал из 10 кубов розового цвета, сторона самого большого куба – 10 см, а самого маленького – 1 см. Кубики башни выкладывают на коврике в беспорядке. Ребёнку предлагают выстроить башню, начиная с самого большого куба и сравнивая кубы между собой.

С помощью кубов башни трёхступенчатым уроком вводятся понятия «большой-маленький».

  • Другой материал для различения размера – коричневая лестница. Это 10 деревянных брусков длиной 20 см. Сторона каждого из брусков варьируется от 1 до 10 см. На этом материале вводятся понятия «толстый-тонкий».
  • Красные штанги – 10 деревянных брусков, сторона бруска – 2,5 см, длина – от 1 до 10 см. На этом материале вводятся понятия «короткий-длинный».

Самый лучший вариант – покупка данных материалов. Делайте материал из дерева, только если вы абсолютно уверены, что конечный результат будет гармоничным, экологичным, безопасным для ребёнка (гладким) и соответствующим заданным размерам.

Чем заменить?

  • Вы можете сделать башню из бумаги, только если вы абсолютно уверены, что сможете сделать материал эстетически привлекательным.
  • Вы можете купить башню в магазине, хотя, скорее всего, цвет, материал и размеры будут другие.
  • Заменить красные штанги можно 10 полосками из картона, самая короткая из которых 10 см, а самая длинная – 1 метр. Работа может проходить как с красными штангами: штанги лежат в беспорядке на ковре, ребёнку предлагают выстроить штанги одну под другой, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой.

Чем заменять не стоит?

  • Не делайте материалы ни из дерева, ни из бумаги, если не уверены, что сможете сохранить правильные размеры и эстетическую привлекательность. На материалах не должно быть видно клея, изоленты. Не допускаются кривые края, размеры самоделок должны совпадать с оригиналами. Если уверенности нет – купите схожие материалы в магазинах.

сенсорный материал матрёшки

  1. Матрёшки и пазлы «от большого к маленькому».

Как сделать идеально?

Данные или любые другие материалы для различия размера могут использоваться в Монтессори-группах как дополнительные.

Чем заменить?

Если у вас нет основных Монтессори-материалов дома, можно использовать матрёшки, пазлы, вкладывающиеся стаканчики, пирамидки как замену (к сожалению, неполноценную!) материалам для различия размера.

Чем заменять не стоит?

  • Не покупайте пёстрые игрушки, в идеале материал должен быть однотонным, но если это невозможно, выбирайте наиболее гармоничную расцветку.
  • Избегайте пластика, отдавая предпочтение дереву.
  • Не покупайте игрушку, если одновременно в ней необходимо выделять несколько признаков: например, башни с буквами или цифрами.
  1. Цветные таблички и игры на различение цветов.

Как сделать идеально?

Парные цветные таблички просто сделать из картона, приклеив на него квадратик цветной бумаги так, чтобы остался ободок без цвета, за который сможет держаться ребёнок.

Знакомимся с Монтессори-материалами: цветные таблички 

Ребёнок подбирает пары одинаковых цветов, а названия вводятся трёхступенчатым уроком.

Чем заменить?

Ещё до цветных табличек Мария Монтессори использовала катушки цветных ниток. Возьмите катушки ниток по паре каждого цвета и работайте так же, как с табличками. Можно использовать и просто парные квадратики цветного картона, обязательно одинакового размера.

Чем заменять не стоит?

  • Не пытайтесь обучить ребёнка цветам на разных предметах. Предметы обязательно должны быть одинаковые и по возможности парными.
  • Вводите названия 2–3 цветов одновременно. Такие занятия гораздо проще для ребёнка, чем изучение цветов по одному.

сенсорные материалы волшебный мешочек

  1. Волшебный мешочек.

Это прекрасный материал для развития стереогностического чувства.

Монтессори дома: стереогностическое восприятие

Как сделать идеально?

В Монтессори-группах в этом материале используют работу с геометрическими телами. Их складывают в небольшой мешочек или закрывают платком и предлагают ребёнку на ощупь определить геометрическое тело.

Чем заменить?

Дома используйте как геометрические тела, так и просто окружающие ребёнка предметы. Рассмотрите с ребёнком предметы и сложите в мешочек. Ребёнок должен на ощупь определить предмет и назвать его, а потом вытащить и проверить правильность своей догадки.

Чем заменять не стоит?

  • Не используйте незнакомые или неприятные на ощупь предметы.
  • Не используйте предметы, сходные на ощупь, старайтесь разнообразить размер и материал.

сенсорные материалы геометрические фигуры

  1. Пазлы с геометрическими фигурами.

Как сделать идеально?

В Монтессори-группах дети изучают фигуры на материале геометрический комод. Названия фигур вводятся трёхступенчатым уроком.

Чем заменить?

Геометрический комод – достаточно большой материал, создать который в домашних условиях невозможно. Однако вы можете предложить ребёнку пазлы с геометрическими фигурами, которые несложно найти в некоторых магазинах. Работа ведётся так же, как с классическим материалом: ребёнок обводит фигуру двумя пальцами правой руки, после – обводит рамку фигуры. Названия вводятся трёхступенчатым уроком.

Знакомимся с Монтессори-материалами: геометрический комод

Вы можете познакомить ребёнка с различными фигурами, просто вырезав их из картона и вводя названия трёхступенчатым уроком.

Чем заменять не стоит?

  • Не заменяйте геометрический комод самодельным материалом, сделанным небрежно.

Так делать нельзя:

Не перепутайте объёмные геометрические тела и фигуры. Шар, куб – это объёмные формы, на них ни в коем случае нельзя вводить понятия «круг» и «квадрат».

сенсорный материал шумовые таблички

  1. Шумовые цилиндры.

Как сделать идеально?

В Монтессори-педагогике для развития слуха используется материал шумовые цилиндры. Это 4 пары цилиндров, звучащих по-разному. Задача ребёнка – подобрать каждому цилиндру пару.

Чем заменить?

  • Подобный шумовым цилиндрам материал можно сделать и дома – это парные погремушки. Вам понадобится 6–8 одинаковых контейнеров. Контейнеры попарно наполняются разной крупой.

Ребёнок трясёт контейнер и слушает звук. Ставит контейнер перед собой. Потом трясёт другие контейнеры и подбирает пару с одинаковым звучанием. На каждую пару контейнеров внизу приклеиваются метки для проверки работы. Если крышка легко откручивается, метки можно не клеить, ребёнок сможет проверять себя, открывая крышки в конце работы.

Чем заменять не стоит?

  • Не заменяйте эстетически непривлекательным материалом.
  • Не заменяйте материалом, в котором у ребёнка нет возможности проверить себя самостоятельно.
Наталия Гончарова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.