Наши квизы
Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками
Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.
Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.
Бесплатная эл. книга
150 занятий для дома. Для родителей детей с рождения до 5 лет
Как справиться с двумя маленькими детьми: история Марины
Меня зовут Марина, мне 34 года. У меня двое детей: дочь 3 года 3 месяца и сын 1 год 3 месяца. Большую часть времени с детьми нахожусь я, а силы не бесконечны. У меня нет проблем с тем, чтобы попросить мужа или бабушек о помощи, когда чувствую, что устала и ресурс на нуле. Но периодически посещали мысли, что я чего-то недодаю. Хотелось большего понимания и радостного взаимодействия.
Иногда у моих детей случались истерики. Не очень часто, но когда происходили — я терялась: когда в доме сразу два орущих человека, маме ой как не просто. Ещё хотелось научить младшего сына играть самостоятельно, чтобы иметь больше времени наедине с собой. Ну и отдельная боль — бесконечные завалы игрушек, в которых невозможно что-то найти. Я мечтала когда-нибудь с ними разобраться и выкинуть бесполезные.
Без дополнительных знаний маме непросто создать здоровую и безопасную среду для правильного взаимодействия детей. Дать им чувство уверенности, воспитать самостоятельными и независимыми. За этим и я пошла на курс «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет».
Решение детских проблем начинается с родителей
Оказалось, что дело не в детях, а в родителях. И моя работа над собой помогла преобразить ситуацию. Чувствую, что мы только в начале пути, но то, что уже успели попробовать, в разы конструктивнее и приятнее, чем то, как мы общались раньше.
Особенно это было ощутимо, когда сад был на карантине. Я одна с двумя детьми, на улице мороз, особо не разгуляешься. Обычно мы стараемся проводить время на прогулках и свежем воздухе, а тут все дома. Раньше в такой ситуации у меня бы уже на третий день дёргался глаз. А сейчас мне комфортно быть вместе с моими любимыми детьми, которые всё так же активны — но меньше, чем раньше; не слушаются — но договариваются; требуют внимания — но оставляют время и для меня самой.
Замечаю потребности. Я долго наблюдала и заметила, что если потребности детей удовлетворены, то капризов меньше и они ведут себя спокойнее. Могут дольше сосредотачиваться на своих делах.
Если капризничают, но маме почти невозможно успокоить, то речь идёт о неудовлетворённых базовых потребностях. Если же относительно легко на что-то переключить, то это капризы. А когда малыш находит себе интересное занятие, то может достаточно долго играть сам, и взрослый не нужен.
Научилась эффективно бороться с детскими истериками. Гораздо правильнее не доводить до таких сильных потрясений, а учить справиться сначала с маленькими сложностями. Но при этом не идти на поводу. Я изменила свою реакцию на поведение детей. Не кидаюсь ругать, а начинаю думать, почему они так поступают. Не одёргиваю, а задаю вопросы.
Стало легче справляться с капризами, когда появилось понимание причин их возникновения. Да и сами малыши стали быстрее успокаиваться, видя от мамы поддержку и помощь, а не агрессию и непонимание.
Наблюдаю за поведением детей, особенно в ситуациях, когда они погружены в свои дела, а меня не замечают. Если мама не вмешивается и малыш думает, что играет один и его никто не видит, то находит интересные занятия в самых неожиданных местах. Можно узнать много нового о его возможностях и развитии.
Так я осознала, что мой сынок может есть самостоятельно. Он ест до тех пор, пока не наестся, после чего сразу просит помочь ему выйти из-за стола. Пытается мешать ложкой содержимое тарелки. Любит вкладывать один предмет в другой или накрывать крышкой.
Интересуется системой закрывания ремней безопасности на детском стуле, очень старается справиться сам. Много говорит: рассматривая картинки, указывая на предметы. Может петь и пританцовывать.
Теперь регулярно внимательно отслеживаю деятельность детей и исходя из этого предлагаю интересные варианты занятий.
В учебном чате я познакомилась с другими мамами с такими же проблемами, И поняла, что не одна. Что не нужно бояться, я на правильном пути, и со всем справлюсь. Это огромная стало ощутимой моральной поддержкой.
Во время обучения даётся огромная база теории и практики: как наблюдать за детьми и что предлагать в разных ситуациях. На что обращать внимание, а где лучше закрыть глаза и просто отпустить ситуацию. А после изменений в среде, всё кардинально изменилось.
Развивающее пространство дома для двоих детей
Я ввела полезные привычки для уборки. Думала, что делаю это для семьи, а в итоге они вошли и в мою рутину. Теперь у нас дома аккуратно — каждый знает что где лежит. Иногда даже удивляюсь сыну, который ставит книгу на место, и только потом берёт новую.
Удалось справиться с завалами из бесполезных вещей и организовать комфортную развивающую среду.
Детям стало легче ориентироваться. Это и красиво, аккуратно и требует меньше сил для поддержания порядка. Наконец-то исчез вечный бардак. Я была удивлена, как легко старшая дочь согласилась убрать мягкие игрушки. Ожидала скандала и трагедии, но дочь просто начала вспоминать те игры, которые у неё есть. Просит маму или папу дать их ей, а после игры убирает на место.
Конечно, эти перемены на сыне не так заметны, как на дочери. Он знает, где лежат его вещи и игрушки, перестал без разбора разбрасывать. А если вдруг что-то разбросал, то всегда можно попросить убрать на место, и малыш с этим справится.
Выделила отдельную тумбу с ящиками под одежду, которую сын сам сможет выбирать. В ней три отсека с самыми простыми в одевании футболками, штанами и носками. Сын начал относить свои вещи в стирку; понемногу сам раздевается и одевается. В прихожей повесила более удобные крючки. Попробую добавить зеркало и полку для шапок и перчаток.
В ванной поставила лесенку, повесила полотенце пониже, а принадлежности для ухода за собой положила в отдельную корзинку, чтобы было легче ориентироваться. Поставила стаканчик для полоскания рта. Мой мальчик начал с удовольствием мыть руки сам. После умывания снимает полотенце, вытирает руки и лицо, вешает на место. Буду наблюдать и корректировать эти зоны дальше.
Привлечение детей в жизнь и дела семьи важным образом сказывается на поведении в целом, отношении к жизни и миру. Подготовила красивые тематические наборы для разных домашних занятий:
- Уборка. Дети с ума сходят по щёткам и совкам. После того как купила отдельную щётку, сын перестал отбирать мою, часто берёт её и пытается подметать.
- Цветы. С появлением набора для ухода за растениями, перестал ковырять землю. Поливает пока плохо, а вот с протиркой листьев справился. Пульверизатор зашёл на ура.
- Кухня. Стал более ответственно относиться к приборам. Уже пытается накрывать стол, с уборкой ещё не очень справляется. Понравилась зона, где лежат подготовленные перекусы. Начала предлагать ему разные задания по приготовлению общих блюд.
Я пересмотрела своё отношение к ожиданиям от детей и стала сильно спокойнее. Мне теперь нужно значительно меньше времени на восстановление ресурса, да и вообще он перестал стремиться к нулю.
Решилась проблема с вечным бардаком дома. И о чудо, дочь и сын теперь сами помогают поддерживать порядок.
Марина Лепёхина — выпускница
Редактор Любовь Пилипчук
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей от 299 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов