Вход
оценка знаний в системе Монтессори

Как тестируют Монтессори-учеников?

В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос.

У нас спрашивают:

– Как оценивать уровень базовых знаний по предметам по окончании школы Монтессори?

На вопрос отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова:

– Знания, каким бы способом они ни были получены, можно оценивать одними и теми же способами. Во всех образовательных системах мира (по крайней мере, там, где они есть) предусмотрены и способы, и порядок аттестации. Часть из них, как правило, обязательна для всех, часть – нет. Если ребёнок учится по любой схеме, отличной от базовой для законов какого-то государства, то он сдаёт обязательные аттестации. Дополнительно он может проходить разные способы оценки эффективности обучения как совпадающие с теми, что включены в традиционную систему, так и специфические для выбранного способа получать образование.

Внутри Монтессори-метода оценка проводится только качественная: прошёл – не прошёл, освоил – не освоил. Круг обязательного набора знаний, умений, навыков определяется полным набором презентаций и материалов, и ребёнок совместно с педагогами следит за тем, чтобы в конечном итоге проработать их все. В рамках возможного ребёнок сам выбирает порядок обращения к материалам, но очевидно, что между многими материалами существует связь и невозможно адекватно исполнить то, что опирается на опыт, который должен был быть получен в других презентациях. В Монтессори-классе объём изучаемого даётся в большей взаимосвязи, чем это происходит в традиционной школе, где есть деление на предметы и программы. В Монтессори – это зоны, степень дифференциации которых растёт от ступени к ступени, но фрагментарности школьных предметов не достигает. Ньютон в своё время изобрёл дифференциальное исчисление (область математики с точки зрения разбиения на школьные предметы) для решения физических задач. Такого плана взаимосвязи областей знания лучше отражены в системе зонирования Монтессори-классов, чем в разбиении информации на отдельные дисциплины.

Система Монтессори предполагает различную форму организации образовательного процесса для детей с 6 до 12 и подростков с 12 до 18 лет. Младшая ступень в большей степени напоминает традиционную школу и тем более привлекательна и понятна для родителей и чиновников, её легче интегрировать в общегосударственную систему оценки знаний учащихся. Вероятно, по этой причине довольно часто для школьников с 12 до 18 лет в Монтессори-школах создаётся гибрид старшей и младшей ступеней. В России по такому пути пошла Монтессори-школа Михайловой в Санкт-Петербурге, которая является модельной для других школ. Вне зависимости от формы обучения в большинстве стран мира существуют обязательные аттестации детей, в России это – ГИА и ЕГЭ. Модно ругать их, но на самом деле после обкатки первых лет эти тесты пришли к приемлемому уровню в качестве инструмента для оценки знаний. Конечно, дети определённого склада характера и темперамента могут показывать несколько худшие результаты в ходе тестирования. Но и традиционный экзамен неодинаково точно оценивает всех людей, свои плюсы и минусы есть в каждом способе оценки знаний и к каждому из них можно готовиться, чтобы показать лучший для себя результат.

Беда ГИА и ЕГЭ не в том, что они недостоверно оценивают знания. Если ребёнок владеет знаниями по предмету, то тестирование (после минимальной подготовки и тренировки) поможет адекватно оценить осведомлённость и владение материалом. Но важно понимать, что обратное неверно. Не все, кто хорошо или даже отлично сдал тестирование, имеют рабочие знания по предметам, которые сдавали. И беда традиционной системы образования России (да и не только нашей страны) в том, что детей в ней «натаскивают» на сдачу экзамена, да так усердно, что на изучение материала времени и сил не остаётся. Это, а не тесты сами по себе, превращает образовательный процесс в абсурд.

Высокая эффективность метода Монтессори имеет множество свидетельств того, что дети Монтессори-класса получают качественные знания. Они учатся для своего удовольствия, а не навязанного «надо», на постоянно совершенствуемых в соответствии с новейшими научными открытиями дидактических материалах и самостоятельно отыскиваемой информации. Разве вы плохо знаете то, что связано с вашим хобби, т. е. того, что вы любите знать и уметь? Во всём мире Монтессори-школы работают наравне с другими образовательными учреждениями и зарекомендовали себя вполне положительно с точки зрения стандартных методов оценивания знаний, хотя внутри Монтессори-школ отметки не используются в образовательном процессе.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.