Вход
как вызвать интерес ребёнка

Как вызвать у ребёнка интерес?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

− Поделитесь, пожалуйста, как вызвать интерес у ребёнка к материалу или игрушке. У нас всё по возрасту (малышу год), но ребёнку некоторые вещи не интересны. К примеру, пирамидка: нанизывая, он может разозлиться сразу после второго колечка, потому что не получается, а после этого он может и не подходить к ней неделю... Как вести себя? Правильно ли садиться и играть самой, но ведь малыш часто просто не смотрит? Расскажите, как вызвать интерес.

На вопрос отвечает Анна Федосова, Монтессори-педагог, детский психолог:

− В том виде, в котором сформулирован вопрос, он звучит в духе классического образовательного подхода: «под каким соусом скормить ребёнку то, что взрослый назначил полезным, если детка не ценит своего счастья и выплёвывает заботливо приготовленный концентрат полезности?». Традиционная образовательная система подразумевает, что интерес нужно постоянно подталкивать, вызывать, ибо корень учения горек. Открытие М. Монтессори состояло в том, что интерес – врождённое свойство ребёнка и нужно только не препятствовать, чтобы он дал импульс к активному самосозиданию. Его нельзя направить, ему можно только помочь реализоваться наилучшим образом в тех культурных обстоятельствах, в которых ребёнок рождён.

Ребёнок следует внутренней логике своего единственного и неповторимого развития. Да, на наше счастье все дети проходят настолько похожий путь, что можно приблизительно предположить паспортный возраст, когда они, скорее всего, будут интересоваться чем-то конкретным. Деление классов Монтессори в соответствии с возрастными интервалами и есть этот уровень приближения. Это – абрис, примерный план возможного пути, по которому каждый ребёнок движется в своём темпе в зависимости от индивидуальных особенностей, с разной скоростью минуя разные участки, в разных местах отклоняясь от тропы, чтобы уделить больше внимания чему-то, что нужно только ему.

Это значит, что игрушка или материал «по возрасту» – не то, что подходит вашему ребёнку, а то, что может подойти. Наблюдение за ребёнком позволяет заметить то, к чему ребёнка влечёт в настоящее время. Если вы видите, что ребёнок с большой охотой возится с мыльной пеной, то можете изобретать многочисленные задачи, требующие мытья. Если ребёнок собрал палочки от развивающей игрушки и рассовывает их в отверстия конструктора-шарогона, то предложите ему расставить карандаши по карандашницам, цветы по вазам или убирать с вами столовые приборы на место. Если ребёнок месит руками пюре за обедом, – подберите похожие на эту возню художественные и не только активности: от пальчиковых красок и лепки до намазывания бутербродов. С чем-то вы угадаете, и ребёнок с благодарностью будет предаваться понравившимся занятиям, с чем-то – нет, и ваша версия оставит его равнодушным. В каких-то занятиях вы увидите, что малыш нашёл новую точку интереса, которая подскажет, к чему сейчас он наиболее восприимчив.

Если малыша злят неудачи, значит, уровень трудности поставленной задачи слишком высок. Настойчивость – очень важное качество, и лучший способ приобрести его состоит в том, чтобы ребёнок нашёл, что он хочет делать, и принялся делать это, развивая ради возможности интересного занятия всё бóльшую сосредоточенность, собранность, волю. Слишком простая задача скучна, слишком сложная чрезмерно удручает многочисленными неудачами и вынуждает прибегать к помощи взрослого, и именно интерес ребёнка указывает на золотую середину.

Вы можете играть с пирамидкой в двух случаях: когда вы показываете ребёнку, как нужно действовать с игрушкой, и когда вы подаёте пример кропотливой увлечённой работы. Это может стать вдохновляющим моментом: ребёнок заинтересуется пирамидкой или, что более вероятно (но также не обязательно), найдёт себе другое занятие, чтобы отнестись к нему с вашей увлечённостью. В общем случае эта стратегия бывает нужна взрослому в классе. Дома же у вас есть возможность продемонстрировать личный пример увлечённой работы не только на игрушках ребёнка, но и на любом из ваших занятий.

Нетерпеливость и нетерпимость к ошибкам могут быть особенностью конкретного ребёнка, возникающей из его темперамента или личного опыта (например, частой осуждающей реакции взрослых на прошлые ошибки вместо подсказок, как их исправлять). В этом случае только в доброжелательной атмосфере, постепенно переходя от лёгкого к трудному, от малого количества проб ко всё бóльшему, малыш учится принимать неудачи как часть обучения. Как бы ни хотелось его подтолкнуть на этом пути, торопить нельзя – это его только отпугнёт. Кроме того, важно иметь в виду, что ваше мнение о достаточном количестве повторений (и даже необходимости завершить цикл действий хотя бы раз) и подлинная потребность ребёнка могут не совпадать. Важно ориентироваться на настроение. Если ребёнок завершает выполнение упражнения в бодром и доброжелательном расположении духа – сделанного количества повторений достаточно (даже если он просто снял все кольца с пирамидки, хотя в этом случае не скрывайте от него того, что вы надеваете их обратно). Если прекращает работу усталым, опечаленным или рассерженным – есть препятствие и, возможно, следует отрегулировать трудность занятия.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.