Вход
заинтересовать ребёнка

Как заинтересовать ребёнка обучающими занятиями?

В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос.

У нас спрашивают:

– Я занимаюсь дошкольной подготовкой. Стараюсь сделать занятия интересными, провожу их в игровой форме. Есть определённая программа, которую мы должны «проиграть» за урок. Но есть такие виды занятий, которые не нравятся ребёнку, под каким бы соусом я ему их ни подавала, например, письмо. Как быть? И второй вопрос – мотивация. За хорошую работу ребёнок получает маленький приз как поощрение. Иначе никак. Ну не объяснишь ребёнку в 4 года о пользе труда и ученья. Многие такой подход критикуют. Ваше мнение?

На вопрос отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова:

– У традиционной системы образования есть свои достоинства (в основном, с точки зрения среднесрочной общественной выгоды) и недостатки (например, с точки зрения интересов развития индивида). Рассуждения на эти темы выходят далеко за рамки ответа на вопрос. Примем как данность: у родителя и у вас как педагога есть мотивация донести до ребёнка некую «обязательную программу дошкольника». Налицо две задачи: во-первых, как вам (педагогу) сделать так, чтобы он (ребёнок) мог усвоить то, что вы – родители и педагог – сочли нужным; во-вторых, как вам (педагогу) сделать так, чтобы он (ребёнок) этого усваивания захотел.

Что касается второй задачи, то навязываемое обучение создаёт печальный парадокс. Познавательная потребность – одна из коренных потребностей человеческого существа. Но когда вы заставляете ребёнка учиться за награду тому и тогда, чему и когда сочтёт нужным взрослый, вы очень быстро добиваетесь того, что ребёнок при обучении полностью начинает ориентироваться только на внешнюю выгоду. Это как если бы вы природный иммунитет здорового ребёнка сначала уничтожили химиотерапией, а потом держали его искусственно на антибиотиках и противовирусных препаратах. О том, почему прямая внешняя мотивация плохо работает даже при дрессировке животных, а с людьми чаще всего даёт обратный эффект, увлекательно и очень наглядно рассказывает книга Карен Прайор «Не рычите на собаку». В ней можно найти полезные альтернативы «маленькому призу за хорошую работу», которые позволят решать манипулятивные задачи добровольно-принудительного обучения дошкольников (и не только) более экологично.

Что касается первой задачи, то форм игровой подачи учебного материала для дошкольников – почти бесконечное количество. Среди них есть весьма неплохие подходы и полезные пособия. В качестве дидактического материала в рамках традиционного образовательного подхода могут использоваться и Монтессори-материалы. При этом, конечно, теряется созидательная сила образовательной формы системы Монтессори, но даже в этом ограниченном качестве материал полезен. Надо понимать, что этот совет напоминает рекомендательное письмо А. П. Чехову на должность земского доктора: Антон Павлович способен на большее, но пациентам хорошее лечение обеспечит. Очень может быть, что языковые материалы помогут вам подготовить к письму ваших подопечных, хотя в Монтессори-классе они дают детям гораздо больше.

Мне очень нравятся пособия В. В. Воскобовича. Вячеслав Вадимович имеет педагогический опыт работы в детском саду и значительная часть его наработок рождена в живой практике. Для самостоятельной работы ребёнка так, как это происходит в Монтессори-среде, они не подходят, а вот для того, чтобы заинтересовать, увлечь, вдохновить, научить ребёнка в формате традиционной образовательной системы – подходят великолепно. В то же время эти пособия развивают мышление и личность в целом, а не только помогают «натаскать» ребёнка в какой-то области. В арсенале автора широчайший спектр материалов (многие из которых можно изготовить самостоятельно) и способов их использования, среди них можно подобрать то, что будет подспорьем для разных аспектов дошкольной подготовки.

Перед вами серьёзный вызов: учесть в своей педагогической работе интересы ребёнка, представления об обучении дошкольников у родителей и авторов образовательных программ, а также реалии организации начального образования в нашей стране. Далеко не каждый взрослый готов принять в качестве решения Монтессори-образование, поэтому ваш способ привести к общему знаменателю разнонаправленные нужды детей, родителей и школы очень важен, и я надеюсь, что у вас получится спроектировать обучение так, чтобы со стороны ребёнка компромисс был минимальным из возможных.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.