Вход
Классификационные карточки

Знакомимся с Монтессори-материалами: классификационные карточки

В общем случае любой материал или активность в рамках Монтессори-метода планируется таким образом, чтобы ребёнок мог работать (после того, как взрослый познакомит с ним) самостоятельно, и сам материал подсказывал бы ребёнку, успешно ли он выполняет предполагаемые действия, достигает ли целей. При этом, как мы помним, детям до 6 лет важно развивать движения и ощущения и развиваться через движения и ощущения. Манипуляции с реальными предметами или хотя бы их моделями дают разнообразный опыт: у предметов есть размер, вес, фактура, объём, они могут звучать или пахнуть, качаться или катиться… Однако карточки позволяют существенно разнообразить репертуар понятий, которые мы можем показать ребёнку, поэтому отказываться от них только потому, что они плоские и похожи по весу, было бы глупо. Преимущество карточек перед мультимедийными технологиями в том, что ребёнок может манипулировать карточками в реальном пространстве: сортировать, перебирать, раскладывать их. Даже такие почти символические действия с изучаемыми фрагментами информации помогают гораздо лучше её запомнить и связать в систему, чем пассивное восприятие мультимедиа, и, в частности, безопасны для зрения в отличие от любого контакта с экранами в раннем возрасте.

В школе для детей 6–12 лет карточки применяются очень широко. Когда ребёнок уже умеет читать, возможности для использования карточек безграничны. На их сортировке часто основано изучение и повторение для запоминания самого разного материала. Например, ребёнок разбирает тему спряжения глагола. У него есть набор карточек с примерами слов, с указанием спряжения на обороте. Можно рассортировать глаголы по спряжениям, а затем проверить себя. Аналогично можно сортировать слова по принадлежности к различным частям речи, склонению, падежу и т. п.

Другой типичный пример – комплект карточек по изучению форм рельефа. Ученик сначала изучает материал, дающий к каждой форме рельефа схему, пример, название и определение. Затем работает с карточками, на которых по отдельности воспроизведены схемы, фото с примерами, название и определение. Ребёнок сопоставляет эти карточки, проверяет по меткам на обороте или сверяет свой результат с учебным материалом. Затем, без опоры на карточки с определениями и схемами, даёт определение каждому термину и рисует схему – и снова проверяет себя. Отдельный комплект может содержать множество примеров каждой формы рельефа с тем, чтобы их можно было распределить по видам форм и проверить себя по меткам на обороте: вот все фотографии с изображениями полуостровов, вот все острова, вот заливы и т. д.

классификационные карточки по системе Монтессори

На основе карточек с изображениями растений и животных можно строить ботанические и зоологические классификации, а потом сравнивать свои результаты с теми, что получились у ботаников и зоологов, и исследовать причины, по которым учёные пришли к иным выводам. Можно искать авторов или одинаковые направления живописи, сортируя репродукции.

Помимо материала для классификации, карточки могут содержать задания или алгоритмы опытов, памятки о структуре составления отчёта о выполняемом исследовании и многое другое. Такое оформление учебных заданий позволяет школьникам предельно самостоятельно выполнять каждое задание.

В классе старших дошкольников (или домашней среде для них) с помощью карточек можно учиться, опираясь на возможность читать, тренировать способность читать (таких заданий для детей с 3 до 6 много, примеры материалов описаны и самой М. Монтессори, и Ю. Фаусек). До того, как ребёнок научится читать, можно предложить карточки на классификацию предметов, где контроль ошибок реализован цветовыми маркерами или пиктограммами, а не надписями.

Например, для изучения понятия домашних и диких животных может быть комплект карточек, где изображения домашних животных помещены в рамки красного цвета, а диких – синего. Ребёнок раскладывает карточки на два поля. Когда ребёнок интуитивно составляет классификацию, он переходит ко второму комплекту, в котором изображения уже не заключены в цветные рамки, а помечены цветом на обороте. Он сортирует изображения, а затем переворачивает их, проверяя, все ли животные на своём месте. Если же мы можем дать для сортировки предметы – минералы, например, или крупы, или образцы ткани – карточкам лучше предпочесть предметы. В этом случае может быть проверочная карта для образцов, похожая на поле для лото. На первом этапе работы ребёнок раскладывает объекты на группы в соответствии с картой, на втором – начинает сортировать предметы самостоятельно, а после окончания этой работы сверяется с картой.

Многие сенсорные материалы группы 3–6 (например, четыре набора разноцветных цилиндров или цилиндров-вкладышей) могут быть использованы не только по отдельности для исследования одного признака, но и вместе для сопоставления и сортировки. Ребёнок может выложить все цилиндры-вкладыши на коврик, а затем расставить их в четыре основания. Может взять все четыре коробки цветных цилиндров и разложить их на группы по цвету, высоте, диаметру.

Другой вариант обозначить принадлежность элемента обобщающему понятию – визуализировать её как принадлежность частей и целого. Чаще всего это будут пазлы, но могут быть и карточки, размещаемые на поле. Например, можно «расселить» животных или растения по материкам, можно составлять сами материки из частей, и тогда вы никогда не перепутаете, какой части света принадлежит тот или иной полуостров: вы же собирали этот пазл и кончиками пальцев знаете, что из чего состояло.

В зависимости от степени сложности описанные материалы для классификации могут быть предложены детям и до трёх лет, но чаще мы можем встретить их среди пособий для детей после трёх. Умение распознать и использовать какую-то метку правильности – сам по себе навык, и ему тоже нужно научиться, чтобы на него можно было опереться в работе с карточками или чем-то ещё. У малышей контроль правильности попроще: наливал себе попить – либо разлил, либо нет; нёс кувшин – расплескал или нет; целился шариком в дырочку – либо пропихнул, либо нет и т. п. И конечно, мы стараемся избежать ошибок как таковых, превращая неудачные попытки в возможность для новой конструктивной деятельности: разлил – вытер, рассыпал – подмёл. Даже трёхступенчатый урок мы проводим до 3 лет так, чтобы максимально нивелировать проверочную часть, сделать её косвенной, опосредованной, предусматриваем «пути к отступлению», если ребёнок ошибётся. Дети постарше обладают более устоявшейся самооценкой и могут без ущерба для неё работать с материалами, подразумевающими правильное решение в виде верного соотнесения объекта с его категорией.

Классификационные карточки Монтессори-материал

Для детей от года до трёх карточки используются не для классификации как таковой, а в качестве дополнительного языкового материала и в наборах карточек с предметами.

Для сортировки малышам до трёх лет лучше предоставить реальные вещи, а в качестве основания для классификации – физические параметры: цвет, материал, тяжесть-лёгкость, гладкость-шероховатость, плавучесть, размер. Сортеры можно наполнять самыми разнообразными объектами: камешками, шишками, веточками, каштанами, крупными пуговицами и бусинами, лоскутками, стеклянными шариками, деревянными фигурками, металлическими болтиками-гаечками, бумажными шариками и ватными дисками, цветами, листьями, фигурками животных, геометрическими фигурами, бубенчиками.

Для пополнения словарного запаса тоддлера мы используем в качестве основного языкового материала предметы, которые ребёнка окружают и могут им использоваться. Во вторую очередь предлагаем ему уменьшенные копии знакомых объектов (для знакомства с идеей того, что модель соответствует какому-то прототипу), и только после этого – модели незнакомых предметов. Для пополнения словарного запаса такими словами, для которых вы не можете дать ребёнку ни предмет, ни его модель, как дополнительный материал можно использовать карточки. Возможные темы: виды жилищ, морские жители, птицы; породы собак, кошек, лошадей; музыкальные инструменты; специализированные автомобили; деревья, цветы, грибы и т. п.

Четырёх-пяти карточек достаточно для одного упражнения. Мы называем ребёнку изображённые предметы, предлагаем взять, переложить карточку, убрать в коробку, перевернуть, отдать. Если ребёнок может называть предметы – можем спросить «что это?». Если же ребёнок ещё мало говорит, мы тактично предлагаем ребёнку найти предмет, который называем сами, давая ему возможность молча указать на нужную карточку. Если ребёнок ошибается, мы говорим: «Ты показал то-то, а вот это – то», и таким образом показываем правильный ответ.

Но прежде чем заниматься с тоддлером по карточкам, важно понимать: одна из задач ребёнка – овладеть самой идеей того, что картинка – двумерное изображение реального трёхмерного предмета. Ведь вы, увидев фотографию интересного Монтессори-материала, легко воспроизводите для своего ребёнка такой же. Чтобы построить по изображению верное предположение о том, каков предмет, нужно иметь достаточный опыт для этого и проделать сложнейшую работу по созданию объёмной модели сначала «в уме», а потом физически. Для тренировки этой способности мы предлагаем точные вплоть до размера «портреты» каких-нибудь знакомых малышу предметов. Это тот случай, когда набор игрушечной посудки может, наконец, пригодиться Монтессори-ребёнку, который, конечно, готовит не понарошку, а вместе с мамой на кухне, а малюсенькую игрушечную сковородочку выкладывает на карточку с изображением этой сковородочки, проникаясь глубинным смыслом изображения объектов.

Этой же цели – научить воспринимать картинку как изображение объёмного предмета – служат реалистичные изображения знакомых ребёнку вещей.

И вот тогда, когда ребёнок научится понимать картинку как «портрет», можно вводить языковые карточки с изображением незнакомых предметов.

Классификационные карточки Монтессори

Карточки, предназначенные для детей младше трёх лет, должны быть предельно реалистичны и корректно предоставлять информацию об объекте. Если ребёнок не знает, как выглядит предмет, и ещё неопытен в интерпретации изображений, то ему будет трудно понять, например, что тень или травка возле ног лошади – не часть лошади, не говоря уже о невозможности установить связь между реальным предметом и стилизованным или антропоморфным изображением. Не стоит предлагать малышам карточки со словами для чтения. Тот, кто внутренне не готов выделить отдельные фонемы в словах, понять букву как графему для фонемы, не готов к осмысленному письму и чтению, – тот видит в написанном слове не более чем ещё одну картинку, которая к тому же не даёт никакого знания о предмете.

Хороших книг или карточек для самых маленьких в продаже очень и очень мало, но (если удержаться от соблазна и не покупать плохих), может, это по-своему хорошо: тем больше причин создавать наборы для игр на основе предметов или моделей; больше уделять времени занятиям практической жизни, игрушкам на развитие зрительно-моторной координации и т. д. Такие материалы дают ребёнку больше сенсорной и двигательной практики и дают возможность связать с этим опытом слова, которые мы задействовали в работе.

До года в подготовленной Монтессори-среде изображения встречаются ребёнку в качестве абстрактных элементов мобилей  для рассматривания, в виде картин как элементов интерьера (ближе к году) в наборах из предметов или моделей и идентичных им карточек. Их малыш может раскладывать в порядке соответствия карточки и объекта для знакомства с идеей того, что изображение передаёт информацию об объёмном предмете. Основные пути пополнения словарного запаса для ребёнка до года – общение со взрослым в первую очередь во время сотрудничества в связи с уходом за ребёнком во всех жизненных ситуациях. Вспомогательный способ пополнения словарного запаса – материал, который состоит из карточек и похожих объектов к этим карточкам, с которыми ребёнок может играть, сопоставляя одно с другим, и самых первых книжек, содержащих изолированные, правдивые изображения предметов.

Анна Федосова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.