Вход
когда отпускать ребёнка гулять самостоятельно

Когда отпускать ребёнка гулять самостоятельно?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

− Возникают споры о возрасте, с которого можно детей отпускать гулять самостоятельно. А есть ли рекомендации именно от Монтессори?

На вопрос отвечает Анна Федосова, Монтессори-педагог:

− Общее решение этого вопроса Монтессори-способом такое же, как и для любого другого умения. Для ребёнка хорошо научиться делать что бы то ни было так рано, как это только возможно. «Возможно» состоит из внутренней готовности ребёнка и внешних условий, то есть из среды. Если взрослый грамотно продумывает и создаёт среду, которая соответствует возможностям ребёнка, то освоение любого навыка упирается во внутреннюю готовность самого ребёнка. Он с рождения может «гулять самостоятельно», но содержание этой «самостоятельности» меняется с возрастом и учитывает реальные обстоятельства вашего образа жизни. Даже в первые два месяца симбиотического периода младенец может проводить какие-то минуты наедине с самим собой как внутри дома, так и за его пределами. Понятно, что мы не оставим его без присмотра в эти моменты, но позволим ему посильную долю и самостоятельности, и приватности, и одиночества. Мобиль для рассматривания или вид парка и неба на прогулке, которые малыш будет рассматривать сам, – первый способ самостоятельного исследования мира.

Как только ребёнок готов ползти, долг взрослого – дать малышу хотя бы немного безопасного пространства для движения. Манеж – слишком тесная и бедная среда, но даже кусочек комнаты, втрое больший стандартного манежа, отгороженный для ребёнка и наполненный подходящим содержанием, уже позволит ребёнку действовать самостоятельно и совершенствовать крупную и мелкую моторику. Если у вас есть возможность организовать аналогичное пространство во дворе и позволить малышу выползать в сад на траву из его спальни самостоятельно – мы все можем только позавидовать вашему ребёнку.

При всей желательности пространства для активности приоритет остаётся за безопасностью. Если вы живёте за полярным кругом, большую часть года безопасный самостоятельный выход на улицу для ползунка или тоддлера вам не организовать, и это не смертельно для его развития. Постарайтесь найти просторный угол в вашем иглу, где малыш сможет двигаться достаточно, гуляйте по возможности с ним вместе и т. д. Если вы живёте в джунглях, полных ядовитых змей, или в джунглях каменных, полных невнимательных железных коней, то вам будет сложно создать приемлемую безопасную среду вне дома, в которой маленький ребёнок перемещаться без сопровождения взрослых.

Для младших детей самостоятельные прогулки возможны, если есть ограниченное пространство, в котором ребёнок ориентируется и твёрдо усвоил границы этого пространства, обладает достаточной волей, чтобы не покидать его (важно наличие внутренней границы, независимо от того, есть ли какая-то реальная ограда). Внешние границы важны для того, чтобы вы могли быть уверены, что не проникнет опасность извне. Здесь вы как взрослый оцениваете риски. Если вы живёте в благополучном квартале, изолированном от визитов случайных прохожих, бродячих животных и других потенциально опасных вторжений, – риски будут одни. Если вы проживаете в криминально неблагополучном районе, на берегу горной реки, на опушке тайги, орбитальной станции, – риски вне дома будут другие. Вы рассматриваете реальную ситуацию и творчески находите варианты проявления самостоятельности для ребёнка, вы готовите среду и готовите ребёнка.

К готовности ребёнка относятся такие навыки, как умение назвать своё имя, фамилию, адрес, телефоны родителей; понимание того, кому можно, а кому и не нужно сообщать эту информацию. С двух-трёх лет стоит учить и тренировать (одного информирования недостаточно!) ребёнка откликаться на беседы с посторонними, но ни при каких обстоятельствах не соглашаться уходить с ними и громко оповещать окружающих при попытке увести, что это чужой, и ребёнок с ним идти не хочет. Тут важно пройти по тонкой грани: воспитывать в детях недоверие и настороженность к новым людям – не на пользу коммуникабельности, неумение отказать постороннему – не на пользу безопасности. Определите своё отношение и к подаркам посторонних. Своего ребёнка я, например, учила все подарки от незнакомых брать, благодарить и отдавать мне на проверку. Это не было странно в нашей системе ценностей, потому что ребёнок уже понимал, что мы едим далеко не всё из того, что продаётся в магазине, и далеко не всё, что едят другие люди, поскольку мы придирчивы к полезности и здоровости питания. Если человек угостил нас чем-то, мы рады его щедрости, но совершенно не обязаны следовать его пищевым привычкам. Мысль о том, что ребёнок может быть намеренно отравлен со злым умыслом, мы держали во взрослой голове и до поры до времени в детской на эту возможность акцента не делали.

Как правило, в Монтессори-классах довольно часто для тоддлеров и почти всегда для старших дошкольников предусмотрена возможность самостоятельного выхода на улицу в пределах территории школы, прежде всего для прогулки. Если климат и возможности школы позволяют, то среда организована таким образом, что часть повседневных активностей и упражнений вынесена на улицу и у детей есть свободный доступ к ним.

В классах для учеников с 6 до 12 лет школьная среда устроена аналогично дошкольной, но несколько раз в год дети организуют мероприятия, связанные с посещением мест вне класса. Например, они могут запланировать посещение музея с целью получить больше информации по теме, над которой они работают. Они самостоятельно выясняют, в каком музее может быть представлена искомая информация, где он находится, как приобрести билеты, как добраться до музея, сколько стоит проезд и т. д. После этого они сами отправляются в музей, следуя своему плану. Взрослые не вмешиваются в их действия настолько, насколько это позволяет безопасность конкретного места действия и законодательные ограничения перемещения детей без сопровождения взрослых, принятые в этой стране.

Если мы обратимся к истории, то вспомним, что советские дошкольники ходили в магазин за молоком и хлебом, ездили в транспорте по знакомым маршрутам одни, в сельской местности – сами проходили 5–7 километров до школы; в архаичных обществах дошкольники могут пасти скот, а в 7–10 лет – охотиться на мелкую дичь в одиночку. Это показывает нам, что дети способны адекватно перемещаться вовне дома достаточно рано, если только у них есть возможность освоить эту компетенцию. На мой взгляд, если внешняя среда недостаточно безопасна, имеет смысл создавать искусственные тренировочные ситуации, помогающие ребёнку учиться ориентироваться вне дома. Его можно привлекать к планированию поездок по городу, просить «провести» вас, можно спрашивать на знакомых маршрутах, куда идти дальше и т. п. Если ребёнку нельзя позволить одному ходить в школу, может быть, ему можно дойти от школы до дополнительных занятий в соседнем дворе? Если нельзя пойти гулять, может быть, можно самому спуститься по лестнице до выхода из подъезда? Иногда в детском лагере у современных городских школьников набирается больше опыта самостоятельного перемещения и прогулок, чем в обычной жизни: хотя структурированное время лагерной смены и ориентировано в первую очередь на коллективные занятия, закрытая территория позволяет бόльшую свободу безопасного перемещения, чем улица крупного города.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.