Вход
кризис трёх лет

Как справиться с кризисом трёх лет?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

− Моему сыну 2 года. Мы ходим уже месяц в Монтессори-школу, и дома я пытаюсь приучать его к порядку, но... он всё разбрасывает или бросает на полпути и бежит играть дальше. Лезет со словами «Памагати», а в итоге у меня уходит ещё минут 10 на уборку. Идём на прогулку – берёт с земли песок и камни и бросает через голову, в песочнице песок сыпет за её пределы, с крупами то же самое, о сортировке вообще речь не идёт. Даю и посуду мыть – вода на полу и кругом, он ставит стаканчик не на края мойки, где вода в неё же и утечёт, а за её пределы. Ложки-вилки только достаёт и везде швыряет... Я терплю, убираю, не делаю лишних движений и не сержусь, но разливание и разбрасывание надоело. Природные материалы ему вообще неинтересны.

Как быть? Ждать, пока перерастёт, или перестать с ним вообще чем-то заниматься?

На вопрос отвечает Наталия Гончарова, Монтессори-педагог:

− Во-первых, сразу хочу вам сказать, что поведение вашего ребёнка достаточно типично для двухлетних детей. Замечательно, что вы пытаетесь терпеливо реагировать на действия вашего малыша.

Вариантов может быть несколько. Скорее всего, ребёнок достиг так называемого кризиса трёх лет. Обычно его начало как раз приходится на 2 года: малыш отделяется от мамы, желая действовать самостоятельно, поэтому данный этап иногда называют также возрастом «Я сам». У малыша может наблюдаться нежелание следовать установленным правилам, а действовать по собственному усмотрению.

Другой особенностью является проверка допустимых границ. Ребёнок изучает реакцию окружающих: «А если я раскрашу стену, то что будет?».

Обратите внимание: наблюдаете ли вы подобное поведение у вашего малыша? Вёл ли себя ребёнок так раньше? Кажется ли вам, что он пытается сделать по-своему, даже если знает, что так поступать не стоит? Чувствуется ли в его поведении некоторое упрямство, желание самостоятельно решать задачи (иногда в своей, не очень одобряемой окружающими манере)?

Если это так, то причина такого поведения именно в кризисе трёх лет. Вам не стоит волноваться, потому что это переход на новую ступеньку развития. Вот как вы можете вести себя, чтобы помочь малышу:

  1. Давайте ребёнку как можно больше простых поручений, которые он может выполнить самостоятельно и результат которых достаточно заметен (принести книгу, помыть картошку, одеть ботинки). Если малыш выполнил поручение, сообщайте ему об успехе: «Ты помыл картошку очень хорошо. Ты мне помог, спасибо».
  2. Недопустимое поведение должно пресекаться: ребёнок должен знать границы. Если малыш кидается песком на площадке, предупредите его, что так делать нельзя и что в следующий раз вам придётся уйти оттуда. Выполните обещанное.
  3. Помогайте ребёнку с уборкой, но не делайте всё сами. Давайте простые, легко выполняемые указания. Например, вы можете сказать малышу: «Я помогу тебе собрать игрушки. Ты можешь сложить всех животных в эту коробочку».
  4. Выстраивайте последовательность событий. Например, ребёнок должен знать, что до прогулки вы уберёте все игрушки на место. Пока игрушки не убраны, на прогулку выйти не получится. Следуйте всегда установленным правилам.

    Занятия с Монтессори-материалами или в Монтессори-группе помогут вашему малышу проще пережить кризис трёх лет.

    Однако, возможно, что описанное вами поведение является особенностью вашего ребёнка. Это значит, что он очень активен, часто меняет деятельность, сложно концентрируется на занятиях. Если вы замечали и раньше такое поведение (часто у активных детей также бывают проблемы со сном), то, помимо предыдущих, можете использовать еще несколько советов:

  • установите для малыша чёткий режим дня;
  • удостоверьтесь, что большую часть дня ребёнок проводит в двигательной активности (желательно на улице);
  • удостоверьтесь, что ребёнок спит достаточное время (к вечеру не перевозбуждён);
  • дополняйте активными играми спокойные занятия, постоянно требующие концентрации. Возможно, стоит немного уменьшить время занятий, требующих концентрации, и сократить время пребывания в Монтессори-группе;
  • помните, что таким маленьким деткам свойственна быстрая смена деятельности: не стоит пытаться надолго заинтересовать чем-либо малыша, если он не проявляет интереса или интерес быстро гаснет.
  • очень полезны упражнения с крупами и водой. Однако вместо сортировок или переливаний из кувшина в кувшин можно использовать большую ёмкость с множеством сосудов и свободную работу с крупой.
Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.