Вход
Колокольчики Маччерони

Знакомимся с Монтессори-материалами: колокольчики Маччерони

«Речь идёт о различении разных звуков, то есть колебаний разной частоты. Это вполне материальное, ощутимое отличие, которое способно уловить любое нормальное ухо. Для этого не нужно никакой музыкальной одарённости. Иначе мы дойдём до утверждения, что только гений способен отличать оттенки цвета. Особенная трудность музыки — иного, высшего порядка: интуитивное чувство гармонии и контрапункта, творческое вдохновение».

Мария Монтессори

Ещё одно качество звука, которое необходимо осознать детям, – это высота тона. Для этого нам нужен ряд предметов, который демонстрирует только одно это единственное свойство. Понятно, что для этих целей нам необходимо использовать предметы, очень похожие друг на друга по всем параметрам, кроме высоты издаваемого звука. Для этого очень хорошо подходят колокольчики Маччерони. Поэтому Мария Монтессори и поместила именно этот материал в свою подготовленную среду для того, чтобы дети имели возможности для развития и утончения своего слуха. Все эти колокольчики имеют идентичную форму и одинаковый размер, расположены на одинаковых подставках, но при ударе по ним молоточком они издают звуки совершенно разных тонов, и это является единственным различием, которое могут воспринять органы чувств. Но разница в звучании колокольчиков достигается не простым изменением размера, а за счёт разницы в толщине стенок звучащего элемента. Таким образом, достигается выделение и подчёркивание звука как единственного отличия, которое может определить ребёнок.

Обычные музыкальные инструменты, которые предлагаются детям, не подходят в качестве настоящего упражнения на утончение музыкального слуха. Ведь целью упражнения является развитие способностей к различению высоты тона, но глаза «приходят на помощь», они отмечают визуальную разницу в размерах и самостоятельного различения на слух не происходит. При использовании колокольчиков Маччерони только ухо становится единственным воспринимающим информацию органом.

Материал состоит из двух серий колокольчиков, начиная от низко звучащего звука «до» первой октавы и заканчивая высоко звучащим звуком «до» второй октавы. В эталонную серию входят колокольчики на чёрных и белых основаниях, которые соответствуют чёрным и белым клавишам пианино. В серии соответствия основания выполнены из натурального лакированного дерева, обычно светло-коричневого цвета.

Обе серии размещаются на специальных подставках, эталонная – на зелёной, а серия соответствия – на чёрно-белой, напоминающей клавиатуру пианино. Чёрные и белые колокольчики стоят на зелёной части за соответствующими чёрными и белыми прямоугольниками; коричневые колокольчики помещаются на чёрных и белых прямоугольниках. Также в материал входит деревянный молоточек, предназначенный для звукоизвлечения, и палочка с фетровым наконечником, которым мы останавливаем звуковые колебания.

Изначально ребёнок только слушает звуки различных колокольчиков. Восходящую и нисходящую гамму проигрывает гид, который делает это при любой собственной активности с колокольчиками. Затем дети начинают заниматься самостоятельным звукоизвлечением. Ребёнок учится искать соответствие, используя сначала только две пары звоночков с довольно большой разницей в высоте звука. Когда он становится успешен в определении отдельно взятой пары, постепенно увеличивается количество определяемых пар. Так как контраст между ними уменьшается, то и упражнение, соответственно, становится всё более сложным. Через некоторое время занятия ребёнка доходят до градуирования колокольчиков по высоте тона, и вот он уже самостоятельно может выстроить мажорную гармонию в виде восходящего и нисходящего звукоряда. Попутно ребёнку даются трёхступенчатые уроки, с помощью которых вводятся имена-названия нот и другая необходимая терминология. От упражнения к упражнению интерес к звукам у ребёнка только нарастает, он учится сопоставлять высоту одного тона с другим. Если ребёнок хорошо усваивает все эти упражнения, то, помимо восьми основных звуков, вводятся и пять хроматических.

В этом материале хорошо работают и игры на память, такие как подбор пар и градуирование на расстоянии. Есть и групповое взаимодействие, где участвует целых 17 детей. 16 детей берут парные колокольчики основного звукоряда мажорной гаммы, а один ребёнок, будучи главным, постепенно объединяет их в пары. Это упражнение может проводиться только в опытной Монтессори-группе, которая работает достаточно долго и успешно.

Свои ошибки во всех упражнениях ребёнок чувствует и исправляет самостоятельно, в зависимости от степени своего знакомства с различными звукорядами. Кроме того, ухо человека настроено на различение консонансов, которые звучат гармонично и приятно, и диссонансов, которые как бы «режут» слух и звучат дисгармонично.

Необходимые языковые понятия вводятся гидом постепенно и по мере необходимости. Взаимодействие с этим материалом протекает весьма пролонгировано и выходит за пределы класса 3-6 уже непосредственно в школу, где даётся ещё много активностей, в том числе теоретического характера, связанных с сольфеджио. Первоначальное же знакомство с материалом начинается в трёхлетнем возрасте.

Понимание мира звуков и постепенное утончение слуха настолько воодушевляют детей, что многие начинают проигрывать и подбирать на слух мелодии. Нередки и случаи сочинительства мелодий с использованием восьми или даже всех тринадцати колокольчиков. Все эти виды тренировки слуха являются отличной платформой для развития дальнейшего интереса к музыке.

Фото предоставлено Монтессори-центром «Spring Melody» (Краснодар, AMI-standart)

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.