Вход
создание пространства для детей

Создание пространства

Я из ОЧЕНЬ большой, просто огромной семьи. Когда я была маленькой, я, моя мама и брат Кевин жили вместе с бабушками и дедушками. В доме с одной ванной нас было 13 человек. А по воскресеньям к нам приходили все наши дяди и тёти, которые жили отдельно, вместе со своими детьми. Наш дом был полон до отказа ― не было ни одной пустой комнаты. Мне это нравилось.

В гостиной находился стол, на краю которого стояли материалы, которые всегда были доступны для нас. На столе лежали мелки и бумага, пазлы, настольные игры и игрушечная еда. Мы сидели вместе со взрослыми и слушали их разговоры, а иногда и участвовали в них. А если нам становилось скучно, мы брали игрушки и играли ими на полу или на кофейном столике: не вместе со взрослыми, но рядом с ними. Если мы вели себя слишком громко и им приходилось просить нас быть потише, мы либо понижали голос, либо выходили из дома и играли на крыльце.

Когда мы хотели перекусить, ближайший к холодильнику нижний шкаф и нижняя полка холодильника всегда были к нашим услугам (я обожала соленья, и банка стояла справа в нижней части двери). В нижнем ящике слева от раковины стояли чашки и миски, и мы всегда пользовались ими во время еды. За исключением разве что ужина ― в этом случае мы ели из фарфоровой посуды моей прапрабабушки. Все, даже дети. Это было общее правило, потому что фарфоровые тарелки находились там, чтобы ими пользовались. Мы понимали, что они особенные, поэтому мы должны относиться к ним бережно ― это наша обязанность как членов семьи. И не имело значения дети мы или взрослые. И по сей день я люблю эти фарфоровые тарелки. Я обращаюсь с ними бережнее, чем с любой другой, даже собственной посудой.

Самым важным для нашего развития в доме моей бабушки было то, что всегда было место для нас. Наше присутствие никогда никому не мешало, и никто никогда не пытался отправить нас в «свою» комнату. Мы свободно делили пространство и, вдобавок, отвечали за его сохранность. Мы могли ходить целый день и не разговаривать со взрослыми, если это был наш выбор, и наоборот, но все жилые помещения в нашем доме были доступны для всех нас. Таким образом, мы проводили много дней, занимаясь отдельной, но параллельной деятельностью: моя бабушка и замечательные тётушки играли в «Канасту» (карточная игра — прим. редакции) или «Бридж» за кухонным столом, а мы с двоюродными братьями и сёстрами недалеко от них, за кофейным столиком, играли в «Мемори», «Гоу фиш» или «Вар».

Мария Монтессори говорила: «Представьте, что вы оказались в стране великанов, с длиннющими ногами, огромными телами, очень ловкими и умными по сравнению с нами. Хотите зайти к ним в дом — каждая ступенька по колено. Без помощи великанов не справиться с лестницей. Хотите сесть — стул по плечо.

Если бы вы знали, что великаны готовились к вашему появлению, то, вероятно, сказали бы, что они плохо позаботились о вашем благополучии». (Из книги Марии Монтессори «Мой метод: начальное обучение», перевод Л. Печатникова — прим. редакции).

Помните, когда вы ждали вашего первого ребёнка? Возможно, вы вместе готовили детскую, в которой будет легко и удобно заботиться о малыше — детскую с высоким пеленальным столиком.

Комод. Детская кроватка. Поскольку ребёнок пока не способен сам ухаживать за собой, мы часто организуем его пространство, подгоняя его под себя. Мы вешаем картины так, чтобы мы могли их видеть. Мы кладём вещи в удобные для нас места, мы проектируем пространства исходя из собственных предпочтений.

Мы так часто делим жилые помещения на наши и их. Для детей мы выделяем в доме спальни и игровые комнаты, а остальные помещения сохраняем для себя. Конечно, это здорово иметь своё собственное пространство, но Метод Монтессори не предполагает подготовку только детской или игровой комнат, в которых ребёнок мог бы чувствовать себя самостоятельной личностью. Метод должен помочь организовать пространство так, чтобы ребёнок мог развивать самостоятельность и выполнять какие-то функции во всем вашем большом доме. Храните посуду так, чтобы дети могли помочь вам накрывать на стол. Пусть на кухне будет табурет, чтобы они могли помогать готовить еду или мыть посуду. Пусть для детей будет небольшой столик, за которым они могли бы есть. Или приобретите ребёнку в столовую такой стул, который позволял бы ему сидеть на вашем уровне, но на который ему было бы комфортно забираться и с которого он мог бы с лёгкостью слезать. У меня был такой, когда я была маленькой.

Оглядитесь. Висят ли фотографии и произведения искусства так, чтобы ваш ребёнок мог любоваться ими? Есть ли в гостиной место, где дети могли бы сидеть и читать, когда читаете вы? У вашей семьи может быть книжная полка; есть ли там книги вашего ребёнка? Дети так же, как и взрослые, хотят чувствовать себя хозяевами в доме.

Помогите детям удовлетворить их потребности, создавая пространства для них в вашем доме и обществе. Когда ребёнок видит, что члены семьи доверяют ему и верят, что он способен помочь с обедом, загрузкой посудомоечной машины или с накрытием стола, это имеет на него гораздо более глубокое влияние, чем любая похвала, которой вы могли бы его одарить. В таком случае ребёнок даже без разговоров знает, что в семье его ценят и что он может внести свой вклад.

Автор: Кари Иверт‑Крока, учительница начальных классов в Монтессори‑школе Арбор в Декейтер, Джорджия.

Источник: mariamontessori.com

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.