Вход
Как воспитать волю детей – такой вопрос не возникает в традиционной системе образования

Проявление воли в образовательной среде

Чаще всего в традиционном образовании учителя практически не задаются вопросом, как воспитать волю детей. Там больше ценится послушание. Учительское место находится в центре внимания всего класса, и именно воля учителя имеет решающее значение. Часто ребёнок воспринимается как пустой сосуд, который необходимо наполнить знаниями-умениями-навыками, а для этого процесса развитая воля ребёнка может оказаться даже помехой. Правда справедливости ради нужно отметить определённый сдвиг в этом вопросе, гуманистические тенденции в образовании получают всё большее влияние, но всё ещё много помех и препятствий сохраняется.

Грустный мальчик лежит на полу

Часто ребёнок воспринимается как пустой сосуд, который необходимо наполнить знаниями-умениями-навыками, а для этого процесса развитая воля ребёнка может оказаться даже помехой.

Основная проблема состоит в нехватке базы для принятия решений. В классах практически отсутствует возможность для социальной жизни, она осознанно подавляется и местами может проявиться только на переменах. Возможность свободных движений сильно ограничена (как тут не вспомнить традиционно-правильную позу ребёнка за партой со сложенными друг на дружку руками) и даже вынесена в отдельные рамки специальных занятий – физкультуры, к примеру. Но и там продолжается действие строгой внешней дисциплины, которой ребёнок просто подчиняется, но которую никогда не примет внутренне как часть своей личности, он просто уступает давлению внешней среды, закономерным ответом на которую являются проявления протеста. Только тот, у кого воля недостаточно развита, то есть ребёнок со слабой волей или вовсе безвольный, с лёгкостью приспособится к школе, где дети только сидят и слушают, а может и просто делают вид, что слушают. Подавление воли и личности ребёнка – это закономерное следствие и слабость традиционного образования.

Самое распространённое заблуждение в традиционной системе образования заключается в том, что ребёнка можно изменить убеждениями, обращаясь к уху ребёнка, или изменить его, построив по образу и подобию учителя, обращаясь к глазу ребёнка. Но на самом деле ребёнка вообще изменить нельзя, он развивается в своём собственном темпе, по своему собственному плану. Личность вообще может развиваться, используя только свои собственные силы и опираясь на свою собственную волю.

Девочка лежит на полу и рисует цветными карандашами

Ребёнок, который занят интересной деятельностью, вынужден тормозить все ненужные спонтанно возникающие движения. Запускаются только те, что необходимы для осуществления самостоятельных замыслов.

В классе Монтессори ребёнок постоянно находится в группе детей и упражняет свою волю в постоянных вызовах повседневной жизни. Ребёнок, который занят интересной деятельностью, вынужден тормозить все ненужные спонтанно возникающие движения. Запускаются только те, что необходимы для осуществления самостоятельных замыслов. Он сам выбирает необходимую мышечную комбинацию из доступных ему, раз за разом возвращается к работе до тех пор, пока это действие не закрепляется. Ребёнок постепенно уходит от спонтанных и беспорядочных движений. Уважение чужого труда и приложенных усилий, аккуратное передвижение по классу, не допускающее столкновений с другими людьми или элементами мебели, отсутствие желания немедленно получить нужный предмет, вырвав его из рук другого ребёнка, навык собственной разумной, свободной и целенаправленной деятельности – всё это первые результаты организации собственной воли и установление первичного баланса между процессами возбуждения и торможения. Ребёнок постепенно начинает понимать и ценить механизмы социальной среды, и разве можно прийти к таким результатам, если просто постоянно заставлять детей сидеть стройными рядами за партами? В этом случае общественной жизни просто неоткуда возникнуть. Только реальный опыт взаимодействия и свободное общение позволяют соразмерять свои личностные границы с чужими, так воля имеет возможность проявится в социальной жизни.

Совсем не лекции о том, как правильно надо поступать, запускают механизмы воли. Можно тысячу раз рассказать мальчику о том, что женщинам принято дарить цветы. Но если папа на его глазах не дарит букеты маме, то и подросший мальчуган в принципе не поймёт, зачем это ему нужно делать. Подробно прослушав рассказ о движениях пловца или теннисиста, невозможно научиться плавать или играть в теннис. Чтобы добиться самостоятельного выполнения столь сложных и гармоничных действий, нужно иметь собственный, личный опыт. Необходима подготовка, регулярные упражнения развивают волю. Истинная ценность образования проявляется в предоставлении возможностей-обстоятельств ребёнку для развития необходимых жизненных навыков-качеств.

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.