Вход
Игры для развития памяти

Игры на память

Сенсорные материалы дают ребёнку ключи к пониманию окружающего мира. Эти материалы весьма многогранны, и раскрывают они свою глубину постепенно. После первичных презентаций рано или поздно складывается ситуация, когда интерес ребёнка к материалу ослабевает, ведь он его уже всесторонне исследовал. Это хороший момент, чтобы поэтапно показать ребёнку новые способы работы – игры на память. Важно учитывать, что эти игры не стоит использовать как способ повышения заинтересованности ребёнка материалом в самом начале его работы, ещё до того, как ребёнок «наелся» первичными презентациями.

Эти виды работы предназначены для того, чтобы помочь ребёнку создать и развить определённые формы языковых понятий, используемые для описания концепций, лежащих в том или ином сенсорном материале. И это замечательная возможность для практики в понятиях: большой-маленький, толстый-тонкий, длинный-короткий, широкий-узкий, глубокий-мелкий, светлый-тёмный и др., а также в превосходных и сравнительных степенях прилагательных.

Игры на память предлагаются ребёнку как до, так и после введения языка. На втором, более продвинутом уровне, игры на память могут быть объединены с простыми упражнениями языка. После получения адекватных языковых понятий ребёнок имеет возможность не только усовершенствовать своё восприятие, но и принять сенсорные классификации уже на сознательном уровне. Потом в зоне родного языка классификационные карточки похожим образом совмещаются с прочтением слов, и это уже работа на ином, более высоком уровне.

Эти игры позволяют существенно продлить срок работы с сенсорными материалами, что важно для более глубокого понимания сути. Это и хороший стимул для самостоятельного открытия большего количества вариаций. В процессе игр идёт всесторонняя проверка усвоения ребёнком языковых понятий.

Постепенно ребёнок переходит от работы с качествами материала в изолированном виде к открытию тех же качеств, но уже в окружающей среде. Это имеет исключительное значение, ведь главный посыл использования игр на память состоит в том, чтобы утончать восприятие определенных качеств до тех пор, пока абстрактные понятия не будут полностью восприняты ребёнком и, насколько это только возможно, приблизятся к абсолютному восприятию. В качестве примеров можно привести абсолютный музыкальный слух, абсолютное чувство цвета, абсолютное ощущение размеров и т. д.

Существуют четыре типа основных игр на память, каждый тип игры не используется для всех материалов, а больше подходит для определённых.


Игры на память

Игры на расстоянии

Для подбора пар

На расстоянии друг от друга раскладываются два коврика. Для некоторых материалов можно использовать удалённые друг от друга столы. На каждом из этих объектов размещается одна часть каждой пары в случайном порядке. Ребёнку нужно подобрать пару на расстоянии, удерживая отдельные элементы материала в памяти до момента совпадения пары.

Эту активность можно использовать с любым сенсорным материалом, где возможен подбор пар. Например, блоки цилиндров, вторая коробка цветных табличек, шероховатые таблички.

Для градации материала

На расстоянии друг от друга разложены два коврика (или стоят два стола). На одном из ковриков (столов) размещаются в случайном порядке материалы для градации. Гид выбирает одну из крайностей материала для градации (самый длинный, самый громкий, самый тёмный и т. д.). Гид садится около пустого коврика и предлагает ребёнку принести одну из крайностей материала на пустой коврик. Затем ребёнок ищет и приносит следующий фрагмент. Так происходит до тех пор, пока градация не будет выстроена полностью.

Игра используется для любого материала, где можно выстроить серию по понятному ребёнку критерию (длина, толщина, сила или высота тона звука, яркость оттенка и т. д.). Приведу примеры: коричневая лестница, третья коробка цветных табличек, шумовые цилиндры, колокольчики и др.

Сравнительная и превосходная степени прилагательных

Ребёнок выкладывает упорядоченную серию из сенсорного материала на коврике (столе) в одном конце класса. Гид выбирает один фрагмент из середины серии и относит его как можно дальше, затем предлагает ребёнку испытать качество выбранного фрагмента. Он просит ребёнка выбрать и принести с коврика (стола) тот фрагмент, который больше/громче/темнее или меньше/тише/светлее (возможны варианты).

Как уточнение к игре можно попросить ребёнка принести тот фрагмент, который является следующим в данной серии.

Примеры материалов, которые могут быть использованы в данной игре: розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, шумовые цилиндры, третья коробка цветных табличек и др.

Сравнение материала с объектами окружающей среды

Материал выкладывается в вертикальную линию по одной стороне коврика или стола. Гид находит предмет в классе, который обладает соответствующим качеством (цвет, длина, степень шероховатости) и помещает его рядом с фрагментом материала, затем предлагает ребёнку сделать то же самое.

Игра продолжается до тех пор, пока многие или все возможные объекты не обретают своей пары.

Чаще всего эта игра используется с первой и второй коробками цветных табличек, потому что пользуется огромной популярностью у детей. Но это далеко не единственный вариант. Можно, к примеру, искать и соответствие длин, форм, шероховатостей, используя красные штанги, геометрический комод, шероховатые доски и таблички.

Коллективная игра

Гид приглашает группу детей, чтобы они сели вокруг коврика или встали вокруг стола. Гид предлагает каждому ребёнку по одному фрагменту материала и даёт им возможность испытать этот фрагмент в заранее выбранном смысле: зрительно, на слух, стереогностически и т.д., не выдавая это качество (размер, толщину, длину, высоту тона) другим. Затем гид приглашает ребёнка, у которого фрагмент материала, обладающий крайним свойством (пусть для примера это будет наибольший куб розовой башни), выставить его на коврик. Затем последовательно приглашает остальных детей со следующими фрагментами серии. Игра продолжается до тех пор, пока градация не будет завершена.

Эта игра хорошо получается с розовой башней, коричневой лестницей и колокольчиками.

развитие памяти у детей

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.