Вход
Ребёнок нанизывает бусины на шнурок

Монтессори-педагогика для детей с особенностями развития

Недавно ко мне обратились с несколькими вопросами о детях с особенностями в развитии (аутизм, синдром гиперактивности и дефицита внимания и т. д.) и о том, могут ли они заниматься в Монтессори-среде. Поскольку многие вопросы были схожими, я решила вкратце высказать некоторые соображения на эту тему в данной статье. Итак, как себя чувствуют дети с особенными потребностями в среде Монтессори?

В философии и методах Монтессори-педагогики есть аспекты, делающие её лучшим выбором для детей с особенностями развития, но есть и аспекты, которые могут создать дополнительные трудности в обучении. Пожалуйста, не забывайте, что я говорю о школах Монтессори в общем; каждая школа уникальна, есть разные варианты программ.

Доводы «за» при выборе системы Монтессори для детей с особенностями в развитии:

Монтессори-материалы

Детей Монтессори поощряют работать в своём темпе, без соревнований, тестовых результатов и отметок.

  1. Материалы и Монтессори-среда: классы Монтессори наполнены прекрасными обучающими материалами, которые задействуют все органы чувств ребёнка. Материалы связаны с реальной жизнью, они терапевтические, привлекают внимание и обладают встроенным контролем ошибок (не требуется помощь учителя). Каждый материал решает только одну обучающую задачу. Монтессори-материалы дают детям с особенностями в развитии прекрасный шанс учиться и исследовать мир при помощи рук.
  2. Разновозрастные классы: по принципам Монтессори-педагогики дети находятся в разновозрастных классах, поэтому они могут учиться у более старших детей и помогать младшим. Если ребёнку требуется поучиться дополнительный год, он может сделать это и не чувствовать себя «отставшим», глядя как товарищи переходят в следующий класс.
  3. Принцип «следования за ребёнком»: детей Монтессори поощряют работать в своём темпе, без соревнований, тестовых результатов и отметок. Их также побуждают исходить из собственного интереса при чтении, письме и исследовательской работе. В такой свободной обстановке дети с особенностями в развитии «расцветают».
  4. Постоянство: в разновозрастных классах ребёнок находится с одним учителем в течение 3-летнего цикла, что даёт учителю возможность сформировать прочную связь с родителями и ребёнком. Также ребёнок не подвергается стрессу от того, что он каждый раз начинает заниматься в новом классе в начале учебного года.
  5. Философия Монтессори: в воспитании детей по Монтессори делается акцент на сотрудничество, взаимоуважение и мирное сосуществование, это снижает шансы того, что ребёнка с особенностями в развитии будут дразнить или отвергать. Наоборот, обычно другие дети пытаются принять детей с особыми нуждами, подружиться с ними и ободрить их.

Доводы «против» при выборе системы Монтессори для детей с особенностями в развитии:

Монтессори-класс

Размеры классных комнат в Монтессори зачастую большие, это означает, что дети с особенностями в развитии могут не получить так много внимания, как нужно.

  1. Размер классной комнаты: размеры классных комнат в Монтессори зачастую большие, чтобы дети могли помогать друг другу чаще, чем полагаться на помощь учителя. Однако это означает, что дети с особенностями в развитии, нуждающиеся в усиленной опеке взрослого, могут не получить так много внимания, как нужно.
  2. Самостоятельная работа: в Монтессори детей поощряют работать самостоятельно после того, как учитель показывает краткую презентацию обращения с материалом. Опять же ребёнок, нуждающийся в большей помощи, может не суметь получить её во взаимодействии учитель/ребёнок. Детям с особенностями в развитии может быть трудно сосредоточиться и работать самостоятельно.
  3. Недостаток информации: большинство программ подготовки Монтессори-педагогов не включает информацию по работе с детьми с особенностями в развитии. Если учитель не обладает предыдущим опытом работы с такими детьми или не изучает данный предмет дополнительно, он может не знать, как работать с детьми с особыми нуждами и как интегрировать их в Монтессори-классе.
  4. Нехватка специальных услуг: поскольку большинство школ Монтессори частные, они не могут предложить дополнительные услуги детям с особенностями в развитии и их семьям. Общеобразовательные школы должны предлагать услуги любому ребёнку в районе, где они расположены, вне зависимости от того, посещает ребёнок школу или нет, но, если ребёнок посещает частную школу, может быть сложнее скоординировать и получить эти услуги.
  5. Поздний старт: зачастую многие родители детей с особенностями в развитии обращаются к системе Монтессори, когда другие подходы потерпели фиаско. Это означает, что дети с особенностями в развитии начинают заниматься по системе Монтессори в более старшем возрасте, и они пропускают ту фундаментальную работу, которая необходима для успешного обучения в Монтессори-классе. Вне зависимости от способностей любому ребёнку сложно начинать заниматься по системе Монтессори после 3 лет, и с каждым годом это становится всё сложнее.
  6. Не все школы Монтессори одинаковые: в некоторых случаях школа может называться «Монтессори» не будучи оборудованной правильными материалами, не имея обученных педагогов и не следуя сопутствующей философии. Это может разочаровать некоторых родителей в системе Монтессори и оказаться неприятным опытом для детей. Родителям всегда следует тщательно изучить школу Монтессори прежде, чем записывать туда ребёнка.

Что должен делать родитель? Подходит ли система Монтессори для детей с особенностями в развитии?

Думаю, да. Однако от родителя и педагога потребуется много труда для достижения успеха на этом поприще.

Вот несколько советов, которые помогут достичь успеха:

Девочка занимается в Монтессори-классе

Подходит ли система Монтессори для детей с особенностями в развитии? Думаю, да. Однако от родителя и педагога потребуется много труда для достижения успеха на этом поприще.

  1. Ключ – общение: родитель и педагог должны построить открытое взаимодействие с чёткими указаниями. Возможно, они захотят встречаться чаще, чем проводятся обычные собрания родителей и педагогов (2 раза в год). Может быть, родитель захочет понаблюдать (во многих классах Монтессори имеются зеркала Гезелла), что делает их ребёнок, и поговорить с учителем, как помочь ребёнку.
  2. Заниматься по системе Монтессори дома: родители должны приобрести материалы Монтессори и связанные с ними упражнения, чтобы дети могли заниматься с ними дома. Необходимо модифицировать дом, чтобы сделать его более соответствующим системе Монтессори, включая доступные для ребёнка полки для книг, пазлов и материалов; проводить на свежем воздухе много времени; редко смотреть ТВ или полностью его исключить и показывать ребёнку логические последствия плохого поведения. Как и в классе Монтессори, ребёнку надо давать только те задания, которые он может выполнить сам, и родитель не должен делать за ребёнка ничего, что тот может выполнить самостоятельно.
  3. Помощь извне: родители должны получать квалифицированную помощь для детей с особенностями в развитии в дополнение к занятиям в школе Монтессори. Это включает физиотерапию, работу с логопедом, поведенческое, индивидуальное и семейное консультирование и медицинский уход. Учителя должны знать о любой помощи извне, которую получает ребёнок, и, если возможно, общаться с лечащим врачом ребёнка.
  4. Домашнее обучение по системе Монтессори: использование метода Монтессори в домашнем обучении может дать ребёнку 2 больших плюса: много внимания взрослого «с глазу на глаз» и практика с Монтессори-материалами.
  5. Общеобразовательная школа Монтессори: в этом случае в дополнение к преимуществам метода Монтессори ребёнок получает общеобразовательные школьные программы и специальную терапию, которая проводится «на дому» или в течение учебного дня.

Успешно ли используется метод Монтессори в работе с детьми с особенностями в развитии?

Да. Наиболее успешны те программы, которые специально адаптированы для детей с особенностями в развитии, когда классы маленькие, а педагоги аккредитованы для обучения таких детей. Хороший пример – Монтессори-школа «Лейн для аутистов» Мишель Лейн. Вы можете прочитать моё интервью с Мишель, где почерпнёте полезную информацию о системе Монтессори и аутизме.

Другой хороший источник – книга «Дети, которые ещё не миролюбивы» Д. Б. Гёрц. Я воспользовалась этой книгой при написании статьи для блога «Работа по успокоению тревожных детей», которая подчёркивает, что материалы Монтессори могут быть использованы в терапии поведенческих и эмоциональных нарушений у детей.

Лори Борн (Lori Bourne), Монтессори-учитель 6-9, создатель 

интернет-магазина печатных Монтессори-материалов «Montessori for Everyone», США

Перевод: Евгения Чепурина, Надежда Полторацкая

Оригинал статьи: blog.montessoriforeveryone.com

Евгения Ефимова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.