Вход
Мария Монтессори и Рудольф Штайнер

Монтессори и Штайнер: узор, построенный на обратной симметрии

Преподаватель, хорошо знакомый с педагогической деятельностью как Марии Монтессори, так и Рудольфа Штайнера (основателя вальдорфской школы), скажет вам, что два этих подхода не противоречат друг другу, а скорее представляют собой две стороны одного явления. Деятельность каждого из них отвечает на специфические нужды конкретной культуры и конкретного исторического периода.

В недавнем «Вестнике холистического образования» (зима 1990 г.) было опубликовано интервью с четырьмя замечательными педагогами Монтессори и вальдорфского метода. С большим удовольствием я прочла эту открытую и спокойную беседу. Уже много лет я нежно люблю оба движения. Я помогала открыть вальдорфскую школу Shining Mountain в Боулдер-сити (штат Колорадо) и работала в системе Монтессори последние пять лет. Занимать нейтральную позицию между столь дорогими мне системами было довольно сложно: они существовали в моей жизни параллельно, «закрывая глаза» друг на друга. Мне редко выпадала возможность применять ценные находки одного из движений в другом.

Долгое время эти подходы занимали отдельные уголки в моём сердце и голове, а я пыталась разрешить парадокс: как они могут быть одновременно настолько разумными и правильными, но при этом совершенно различными? А потом я оказалась на лекции в университете Наропы (буддийский университет в Боулдер-сити), где я больше всего люблю преподавать и который мне дорог не меньше, чем Монтессори и Вальдорф. Д-р Джереми Хейвард отметил, что буддисты считают мудрость (главную добродетель) и искусные умения (правильные действия) двумя крыльями голубя. Все восточные аналогии закрутились у меня в голове: принципы женского и мужского – инь и янь, как каждый из них содержит в себе зародыш другого.

И тогда я снова задумалась о главном парадоксе своей жизни: как может быть, что Монтессори и Штайнер создали две самодостаточные цельные системы, существующие независимо друг от друга? Внезапно я увидела двух вдохновлённых лидеров и их действия как узор, построенный на обратной симметрии. Некоторые из этих узоров я и хотела бы описать.

Вльдорфский детский сад

Вальдорфский детский сад

 

Детский сад Монтессори

Детский сад Монтессори

Рудольф Штайнер начал свой духовный путь в Теософском обществе, а через некоторое время вышел из него и основал собственное течение, которое назвал антропософией. В то время как у Штайнера увлечение теософией случилось в юности, у Марии Монтессори это произошло в зрелом возрасте. Когда началась Вторая мировая, она находилась в Индии и не смогла вернуться в Италию. Она застряла в Адьяре на шесть лет, была вынуждена отказаться от привычного ей темпа жизни и жить в темпе этого индийского города, в котором, по стечению обстоятельств, находилась штаб-квартира Теософского общества.

Мария Монтессори в Индии

Мария Монтессори в Индии, 1939

Пережитое Монтессори во время войны привело к тому, что она стала ставить воспитание в духе мира превыше всего. На развитие идей Штайнера также большое влияние оказала война, только в его случае это была Первая мировая. Эмиль Молт, владелец сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория», попросил Штайнера разработать подход к обучению, который годился бы как для воспитания детей рабочих и дирекции фабрики, так и помог бы восстановить культуру, пострадавшую от войны и классовых дискриминаций.

Первая вальдорфская школа

Первая вальдорфская школа, 1919, Штутгарт (Германия)

Война дала Штайнеру повод к формализации философии образования, а Монтессори – стимул к одухотворению уже давно работающей системы. Путь Монтессори в образовании начался с детей в итальянских гетто, которым не было бы места в обществе, если бы не её судьбоносное вмешательство.

Открытие первого Casa del Bambini в 1907 г.

Открытие первого Casa del Bambini в 1907 г.

Рудольф Штайнер прививал ученикам уважение к основным человеческим добродетелям и внутренней мудрости, вернув обучение искусствам и пробуждение сердечных сил. Монтессори предложила бесправным детям помощь, приобщив их к культуре и научив необходимым навыкам, для того чтобы они смогли найти и занять своё место в обществе. Если Штайнер работал над тем, чтобы разжечь воображение слишком ожесточённых детей, то Монтессори старалась ослабить чрезмерное воображение детей, прибегавших к нему, чтобы скрыться от непонятной им реальности. Она стремилась «нормализовать» детей – привести их действия и воображение к равновесию.

Симметрии в учебной программе

Многие из элементов учебной программы этих систем диаметрально противоположны друг другу. В системе Монтессори детей сначала знакомят с плодами работы великих математиков – Платоновыми телами или Пифагорейскими геометрическими формами, а биографии и теории, связанные с этими формами, вводят позднее.

геометрические тела в Монтессори-школе

Мальчик изучает геометрические тела в Монтессори-школе

Штайнер рекомендовал учителям сначала показать детям чудесные законы священных чисел, рассказать о математиках, их духовных исканиях и только после этого – сами формы. Вальдорфский подход ставит перед ребёнком вопросы, чтобы он самостоятельно прошёл по духовному пути, ведущему к правильному ответу, и только потом показывает, к какому ответу пришла мировая культура.

доска в вальдорфской школе

Рисунки на классной доске в вальдорфской школе

Подход Монтессори сначала приглашает ребёнка постичь величие человеческой культуры и узнать ответы на основные вопросы.

В Монтессори дети рано открывают для себя географические объекты, их пространственные отношения, и география помогает им увидеть, как тесно связаны между собой мировые культуры.

Изучение континентов в Монтессори-школе

Изучение континентов в Монтессори-школе

Нередко случается так, что младшие школьники Монтессори собирают деньги, к примеру, для сохранения бразильских дождевых лесов. Штайнер же рекомендует начинать с местной окружающей среды и постепенно двигаться к наружному краю спирали, чтобы к 12 классу дойти до астрономии, однако для изучения истории он предлагал двигаться наоборот – к центру. Изучать историю ребёнок начинает со сказок, легенд и мифов, затем проходит библейские времена и античность, достигая к 12 классу современной истории. Штайнер рассчитывал путешествие сквозь историю так, чтобы ребёнок изучал её в соответствии со своим постепенно развивающимся сознанием. Классический период Греции, к примеру, изучается в 5 классе, когда дети превыше всего ставят справедливость и становятся способными к формированию демократического общества.

тетрадь ученика вальдорфской школы

Рабочая тетрадь ученика 5 класса вальдорфской школы

Педагоги обоих методов высказывались в интервью, напечатанном в «Вестнике холистического образования». Приверженцы Монтессори говорили о материалах, окружающей среде, структуре, строительстве, игровых упражнениях, понятиях, своеобразии, порядке и практичности. Этими словами обычно описывают вещественный мир и созидают реальность. Приверженцы Вальдорфского метода говорили о тонких процессах, сущности, аспектах, ритме, ощущении элементов, контексте, воображении и красоте. Этими словами обычно описывают внутреннюю жизнь и художественные нюансы нашего мира. Однако оба движения больше, чем просто полярности друг друга, ибо каждое из них лежит в основе другого. Система Монтессори стремится к тому, чтобы дети, вскормленные в ней, отправлялись в свой жизненный путь способными привести планету к миру. Штайнер предложил свою духовную систему в надежде, что дети, вскормленные в ней, отправятся в свой жизненный путь свободными и способными внести свой вклад в дальнейшее развитие культуры.

Обе педагогические системы великолепны, полны сочувствия и уважения к ребёнку. Но лучше всего они работают, когда их последователи стремятся изучать корневые качества своего движения. Монтессори красноречиво говорила о духовном эмбрионе ребёнка и духовной подготовке для учителей. Монтессори-педагогам стоило бы изучать её поздние работы и включать в процесс обучения, кроме простых форм, чуть больше той тайны, которую Мария Монтессори также считала важной. И наоборот, Штайнер искал учителей с богатым жизненным опытом, чтобы дети брали с них пример. Вальдорфским педагогам стоило бы чаще выходить в реальный мир изучать опыт других школ: как дети ведут себя в разных условиях, как преподаватели справляются с конфликтами, как современная наука может поддержать их духовные открытия.

Эти действия будут полезны самим учителям. Когда я общаюсь с преподавателями вальдорфских школ, я вижу, как они изолированы и внутренне истощены. Им станет лучше, когда они почувствуют свою общность с миром. Общаясь с Монтессори-педагогами, я вижу, что их переполняет сострадание к миру, погрязшему в хаосе. Им станет лучше, когда они найдут возможность своего духовного обновления. Ясно одно: детям необходимы обе педагогические системы. Каждый из этих путей даёт высокий уровень любви и заботы и ведёт к здоровому взрослению, так нужному нашим детям сегодня.

Автор: д-р Ди Джой Коултер – известный в США популяризатор нейронаук. Она получила степень магистра по специальной педагогике в Мичиганском университете, докторскую степень по холистическому образованию и началам нейробиологии в Университете Северного Колорадо.

Перевод: Евгения Ефимова, Юлия Бараблина

Материал подготовлен на основе статьи «Montessori and Steiner».

Евгения Ефимова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.