Главная Избранное Монтессори-класс 3–6: а как же социализация

Монтессори-класс 3–6: а как же социализация

Монтессори-класс 3–6: а как же социализация
Добавить в избранное Распечатать

Монтессори-педагог Лори Борн рассказывает о социализации детей дошкольного возраста и объясняет, какие у них особенности общения со сверстниками:

— Чаще всего Монтессори-педагогику критикуют за недостаток социального взаимодействия на занятиях, так как ученики в основном работают индивидуально. Правда ли это? И если в Монтессори-классе действительно не хватает общения между детьми, так ли это плохо и вредно? Давайте разбираться.

От трёх до шести лет дети меняются, растут и учатся поразительно быстро. Изменения затрагивают каждую часть их жизни:

  • социальную;
  • эмоциональную;
  • физическую;
  • интеллектуальную.

Однако (и в этом суть) Монтессори-метод рассматривает эти изменения иначе, чем традиционная педагогика. Важно разобраться в различиях, чтобы, наблюдая за детьми, мы смогли сохранить образ мышления по Монтессори.

Что такое социализация? Это когда дети общаются и играют друг с другом? Или нечто большее? Перед вами стандартное определение этого понятия:

«Процесс, во время которого отдельные личности знакомятся с поведением, которое другие ожидают от них с учётом норм, ценностей и культуры общества, в котором живут. Средства социализации включают в себя семью, школу, друзей, религиозные учреждения и средства массовой информации».

Ах, так социализация — это процесс, охватывающий множество разных аспектов, и длится он продолжительное время. Социализируясь, человек развивает способность учитывать в своих действиях потребности других людей. Совместная игра — лишь небольшая часть этого процесса, и комната, полная детей одного возраста, не всегда лучшее место для малыша, чтобы узнать нормы, ценности и культуру общества.

Если вы поищете информацию о социальном развитии детей от трёх до шести лет, то, скорее всего, найдёте следующее.

Социализация детей дошкольного возраста

Социальное развитие дошкольников

Ребёнок дошкольного возраста:

  • изобретает игры с простыми правилами;
  • все ещё путает фантазию и реальность;
  • научился делиться, но не всегда хочет это делать;
  • физически выражает гнев и нежелание делиться;
  • эмоционально не готов к соревнованиям;
  • часто играет в одиночку и не допускает к своей игре других детей;
  • иногда любит покомандовать;
  • любит принимать собственные решения;
  • предпочитает компанию одного или двух детей;
  • начинает понимать понятия «хорошо» и «плохо»;
  • самостоятельно играет без постоянного наблюдения;
  • понимает и уважает правила, часто спрашивает разрешение;
  • любит, как давать, так и брать;
  • иногда хочет побыть в одиночестве.

Этот список я составила, используя несколько традиционных, не Монтессори источников. Какой вывод из него можно сделать? Кажется, что Монтессори-класс 3–6 — идеальное место для детей этого возраста. Дошкольник ещё не готов соперничать и часто предпочитает работать в одиночку или только с одним компаньоном. Поделиться игрушкой по-прежнему требует от него много усилий, и всё ещё существует тоддлеровское «Я сам!», с помощью которого малыш отстаивает свою независимость в принятии решений и в действиях.

В Монтессори-классе 3–6 очень много всего происходит, но не всё можно заметить невооружённым глазом. Опытный наблюдатель (педагог, родитель) способен увидеть концентрацию и сосредоточенную работу и не прерывает юного исследователя.

Со стороны может показаться, что дети занимаются каждый сам по себе (или даже антисоциальны), но это не так. Они развивают способность сосредотачиваться на упражнении и фактически создают свою личность. Эту задачу возможно реализовать только во время самостоятельной работы.

В Монтессори-классе социализация действительно происходит, но это выглядит не так, как люди привыкли.

Например, в Монтессори сделан большой акцент на том, как дети могут помочь обществу. Ученик берёт материал с полки, работает с ним и после аккуратно возвращает на место. Он ни с кем не разговаривал, но социализация состоялась! Как это возможно? Вернув материал на место, он проявил заботу о других членах класса.

Как и в других дошкольных учреждениях, в Монтессори-классе существует распорядок дня. На занятиях акцент сделан не на взаимодействии между детьми, но есть другое время в расписании, когда общение происходит естественным образом.

Социализация детей дошкольного возраста

Например, дети могут отдохнуть от самостоятельной работы и вместе перекусить. В рабочее время группа вовлечена в учебный процесс, а на обеде или перемене у дошкольников есть возможность поговорить и поиграть друг с другом.

В большинстве случаев, когда кто-то говорит, что в Монтессори-классе дети не общаются (имея в виду не играют), он просто не понимает, что происходит, а замечает лишь то, что отсутствует. Будет очень полезно, если родителям объяснят, как малыш развивается и укрепляет свой характер благодаря самостоятельной работе.

Мы, педагоги, всегда следим за взаимодействием между детьми. Мы видим, как они проходят через разные этапы: несколько месяцев дошкольник может заниматься совершенно один, а затем внезапно начать работать в паре с кем-то каждый день.

Дети обычно знают, что им нужно, и, проявляя к ним большое уважение, мы признаём их выбор и не заставляем делать то, что они не хотят. Монтессори-школа с её прекрасно подготовленной средой — идеальное место для детей, чтобы развивать собственное я, которое каждый проявит в обществе по-своему и в своё время.

Если ученик не взаимодействует ни с кем и ни при каких условиях, это сигнал для родителей и учителей о необходимости вмешательства и коррекции. В остальных случаях необходимо дать ему свободу и позволить самому выбрать степень активности в классе.

Одни дети от природы более общительны, чем другие. Кроме того, особые ситуации (переход в новый класс, переезд или рождение брата или сестры) могут вызвать изменения в социальном развитии. Главное, чтобы независимо от естественного уровня общительности, дошкольник чувствовал, что в обществе ему рады и его ценят.

Источник: blog.montessoriforeveryone.com

Перевод: Мария Петренко

Фото: Монтессори-школа LePort

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интересное на Монтессори.Дети

О методе Монтессори

Как кормить грудью новорождённого

1 комментарий
Монтессори дома

Пальчиковые игры и игры с движениями для дошкольников и младших школьников

Практика воспитания

Три европейские методики: Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия

Практика воспитания

10 идей, как успокоить перевозбуждённого ребёнка

Практика воспитания

Проводим дома опыты с сухим льдом