Вход
Монтессори-мафия

Монтессори-мафия

Новость о том, что жительница Манхеттена Николь Импреша подала в суд на частный детский сад, в который ходила её четырехлетняя дочь, за то, что девочку не готовят к вступительным экзаменам в престижные школы, кажется типичной историей из тех, что «могут случиться только в Нью-Йорке».

Но будущее её дочери, равно как и наше с вами, станет более счастливым, если мы не будем приучать детей к тому, что им нужно успешно сдавать экзамены, а вместо этого поощрим тягу к знаниям, как это делают в школах Монтессори. По иронии судьбы, именно методика Монтессори может оказаться самой верной дорогой в творческую элиту, поскольку доля выпускников этих школ в ней так велика, что можно даже заподозрить существование Монтессори-мафии: основатели Google Ларри Пэйдж и Сергей Брин, глава Amazon Джефф Безос, один из пионеров игрового бизнеса Уилл Райт и создатель «Википедии» Джимми Уэльс, не говоря уже о Джулии Чайльд или рэпере Шоне Комбсе (П. Дидди).

Ларри Пейдж

Сооснователь компании Google Ларри Пэйдж

Подозрительно, не так ли? Есть ли в Монтессори-подходе что-то, воспитывающее в людях изобретательность и творческие способности, чему и мы могли бы поучиться? Ведь в конце концов Генри Форд и Томас Эдисон всю свою жизнь были известны как изобретатели, открывающие новые средства и способы, потому что постоянно импровизировали, экспериментировали, ошибались и начинали сначала. Но прежде всего они обладали пытливым, ненасытным умом и тягой к знаниям.

Методика Монтессори подчёркивает важность разновозрастных классов, длительных периодов самостоятельного обучения и исследования окружающей среды, а также отсутствие оценок и экзаменов в обучении детей от 2,5 до 7 лет.

Понятие «Монтессори-мафия» появилось в обширном шестилетнем исследовании о том, как мыслят творческие руководители бизнеса. Профессор Джеффри Дайер из университета Бригхема Янга и Хал Грегерсен из бизнес-школы INSEAD опросили более 3 000 руководителей и провели интервью с 500 людьми, которые основали инновационные компании или придумали новые продукты и технологии.

«Некоторая часть бизнесменов-новаторов посещали школы Монтессори, в которых они научились следовать за своей любознательностью, – говорит Грегерсен. – Перефразируя знаменитый рекламный слоган Apple, новаторы с раннего возраста научились не только думать иначе, но и действовать иначе (и даже говорить иначе)».

Сергей Брин

Сергей Брин, сооснователь Google.

Когда Барбара Уолтерс, бравшая интервью у основателей Google Ларри Пэйджа и Сергея Брина, спросила, не было ли главным фактором их успеха то, что их родители преподавали в университете, они взамен сослались на обучение по системе Монтессори в раннем детстве. «Мы оба ходили в школы Монтессори, – сказал Пэйдж, – и я считаю, что большая заслуга была в том, что нас не учили подчиняться правилам и приказам: мы занимались тем, что нам нравится, задумывались о происходящем в мире и делали вещи не совсем так, как это принято».

Уилл Райт, разработчик популярной серии игр «The Sims» тоже возносит хвалы. «Именно Монтессори научило меня радости познания, – говорит Райт. – Всё дело в том, что ты учишься сам по себе, а не учитель что-то там тебе объясняет. SimCity родилось из идей Монтессори...».

В то же время мать Джеффа Безоса рассказывает, что, находясь в дошкольной группе Монтессори, маленький Джефф бывал так поглощён чем-то, что учителям приходилось буквально поднимать его со стула, чтобы он перешёл к другому занятию. «Мне всегда казалось, что изобретатели вроде Томаса Эдисона обладают особой жаждой узнавать и создавать новое, – говорит Безос, – а этот исследовательский склад ума как раз то, что стремится создать среда Монтессори».

Джон Лерер (автор работ по нейробиологии) упоминает исследование 2006 года, опубликованное журналом Science, в котором сравниваются успехи в учёбе у детей из малообеспеченных семей г. Милуоки, случайным образом разделённых на две группы, одна из которых посещала классы Монтессори, а другая – обычные дошкольные классы.

Уилл Райт

Разработчик игры «The Sims» Уилл Райт

«Ко времени окончания детского сада 5-летние дети, обучавшиеся по системе Монтессори, были более подготовлены к начальной школе, лучше умели читать и считать, чем учившиеся не по Монтессори», – говорят исследователи. – Также у них была лучше развита «исполнительная функция», способность адаптироваться к изменениям и решать сложные проблемы – показатель будущего успеха в школе и жизни».

Разумеется, метод Монтессори противоречит методам традиционного образования. К примеру, нам почти не дают возможности проводить самостоятельные оригинальные эксперименты, а также учиться методом проб и ошибок. Нас судят главным образом по тому, насколько верные ответы мы дали. Намного меньше внимания уделяется развитию творческого мышления, способности дать волю воображению и познавать вещи самостоятельно.

Но самые творческие люди не рождаются с гениальными идеями, они их находят.

Например, Google начался не как гениальная концепция, а как проект по улучшению библиотечного поиска, при реализации которого было сделало несколько небольших находок, приведших в итоге к открытию революционной бизнес-модели. Ларри Пейдж и Сергей Брин не начали с оригинальной идеи. Но, несомненно, они её нашли.

Подобным образом Amazon обладает экспериментаторским и исследовательским духом. Джефф Безос часто сравнивает стратегию развития Amazon на новых рынках с «посадкой семян» или «поворотом на неизвестную улицу». Руководители Amazon изучают и открывают новые возможности на ходу. «Многие из идей оказываются тупиковыми, – говорит Безос. – Но время от времени ты сворачиваешь в неприметную улочку, которая выводит тебя на большую широкую улицу».

Джефф Безос

Основатель компании Amazon Джефф Безос

Возможно, это просто совпадение, что двумя самыми новаторскими компаниями в мире руководят выпускники Монтессори... Но может быть и нам стоит поучиться кое-чему у Монтессори-мафии, несмотря на то что большинству уже слишком поздно поступать в Монтессори-школы?

Например, мы можем изменить способ нашего мышления. Начните с малого, с доступного всем, – увеличьте в жизни количество экспериментов и чаще удовлетворяйте собственное любопытство. Коллеги Джеффа Безоса находят его склонность задавать вопросы – «Почему нет?», «А что, если?» и просто «Почему?» – одной из самых благоприятных его черт.

Вопросы – это новые ответы.

Автор: Питер Симс

Евгения Ефимова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.