Вход
Влияние окружающей среды на ребенка: активность малыша на кухне способствует развитию его самостоятельности

Двигается, значит развивается: об организации пространства вокруг ребёнка

Сегодня пора затронуть такую тему, как влияние окружающей среды на ребенка. Одним из самых сложных периодов для родителей является тот момент, когда ребёнок учится ползать, а потом ходить. Ребёнок начинает активно исследовать окружающее пространство, но не всегда это пространство приспособлено для ребёнка и безопасно. Ящики шкафов, скатерть на столе, открытые полки с посудой и книгами, шкатулка с украшениями, аптечка – всё это совершенно не мешало, когда в квартире жили только взрослые. Но с появлением ребёнка самые простые предметы домашнего обихода становятся опасными для малыша.

Родительские стратегии в этом случае различные. Кто-то приспосабливает среду под ребёнка, кто-то ребёнка под среду. Рассмотрим обе стратегии.

Приспособление среды под ребёнка – сложный процесс, требующий усилий, фантазии и некоторых (обычно небольших) финансовых вложений. Родителям приходится полностью переструктурировать пространство: убрать все опасные и хрупкие предметы из зоны досягаемости ребёнка и предоставить малышу свободу передвижения в пространстве. Таких родителей можно легко опознать, не только попав в их квартиру. Их видно и на прогулке. Это родители, которые довольно рано отказываются от коляски. Как только малыш начинает ходить, они с удовольствием поддерживают его желание передвигаться самому. Путь от парадной до площадки – это важная часть прогулки. Нередко бывает, что мама с малышом идут до площадки полчаса, ведь на пути нужно посмотреть на киску, потрогать листики, набрать камешки в ведёрко, пройтись по луже. На площадке им хватает времени немного покачаться на качелях, пару раз скатиться с горки и начинается не менее длинный путь домой. Уставший от насыщенной прогулки малыш обычно быстро засыпает.

Маленькая грустная девочка сидит в коляске

В коляске малыш получает (по мнению мамы) много впечатлений, за прогулку успевает увидеть существенно больше, нежели тот малыш, который самостоятельно прошёл 200 метров.

Приспособление ребёнка под среду оказывается одновременно и проще, и сложнее. Ребёнка можно оставлять в кроватке или купить ему манеж и давать играть игрушками, не выпуская ползать по полу. Основной родительский мотив при выборе этой стратегии – это забота о ребёнке и обеспечение безопасности. Взрослый мир (дом) полон опасностей. На полу не стерильно чисто, об углы мебели можно удариться, можно прищемить палец и поскользнуться на полу. Эта родительская стратегия может показаться менее трудоёмкой, но только с первого взгляда. Во-первых, эта стратегия обычно более затратная финансово. Дело в том, что родители, выбравшие эту стратегию, как правило, покупают ребёнку чрезмерное количество игрушек, ведь малышу в манеже нужно снова и снова предлагать новые развлечения. Во-вторых, нередко родители достаточно много носят ребёнка на руках. Обычно они, держа ребёнка на руках, показывают ему окружающий мир. Малыш тянется к предметам, расположенным на полках. Ему что-то дают в руки, что-то, конечно же, не дают. Согласитесь, постоянно носить малыша на руках – задача не из лёгких. На улице этих мам тоже можно легко распознать. Обычно они предпочитают длительные прогулки с колясками. Наверно, вы неоднократно видели годовалых малышей и детей постарше, сидящих в колясках, которых мамы активно катали по парку или просто по улице. И снова причиной является забота о ребёнке. Мама опасается выпускать малыша ходить ножками (грязно, можно упасть, будет собирать с земли стёкла, камни и разный мусор). А в коляске малыш получает (по мнению мамы) много впечатлений, за прогулку успевает увидеть существенно больше, нежели тот малыш, который самостоятельно прошёл 200 метров.

Чем же отличается поведение детей, родители которых выбрали разные стратегии? Первый малыш сам может выбирать и доставать, что ему интересно. Ему не нужно играть только игрушками, потому что уже сам процесс достижения нужного места (ящика шкафа или коробки с игрушками) – это уже интересное занятие для малыша. Потом он сам открывает дверцы, сам выбирает игрушки, сам может сложить их обратно. Этому ребёнку часто разрешают играть предметами обихода. И оказывается, что играть кастрюлями и подбирать крышки по размеру кастрюль гораздо интереснее, чем вкладывать кубик в сортер. Вся эта деятельность может показаться взрослому незначительной, но в реальности она очень важна для развития ребёнка. Ребёнок развивает буквально все психические процессы в этой деятельности. У него развиваются ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, воля, координируются движения. И это далеко не весь перечень. Этот малыш – деятель.

А что же второй малыш? Возможно, у него больше игрушек. Но совершенно точно, что у него нет такого широкого выбора, как у первого малыша. Он вынужден играть теми игрушками, которые ему дали родители. А ведь игрушки достаточно быстро надоедают. У него нет возможности самому достать то, что ему интересно, нет возможности открыть и закрыть шкафчик. На прогулке в коляске он видит немало, но он не может сам подойти к тому, что его заинтересовало, не может потрогать то, что интересно. Это малыш-созерцатель.

Активный малыш спускается по лестнице с помощью мамы

Путь от парадной до площадки – это важная часть прогулки. Нередко бывает, что мама с малышом идут до площадки полчаса, ведь на пути нужно посмотреть на киску, потрогать листики, набрать камешки в ведёрко, пройтись по луже.

Интересно, а что же полезнее: двигаться самому или активно созерцать? Мы не можем утверждать, что второй малыш получает меньше впечатлений (зрительной стимуляции), чем первый. Может быть, он их получает даже больше. Но он однозначно меньше двигается.

В середине ХХ века психологи Хелд и Хейн провели интересный эксперимент. Десять пар новорождённых котят содержались преимущественно в темноте. На свету котята находились только в станке. Станок был специально сконструирован для этого эксперимента и был похож на карусель с двумя корзинами для котят. Для каждого котёнка полагалась отдельная корзина. Один из котят сидел в обычной корзине (не правда ли очень похоже на коляску?) и не мог активно двигаться. Второй котёнок активно двигался в своей корзине. Дело в том, что его корзинка была необычной. В этой корзине были сделаны отверстия для лап, поэтому котёнок мог передвигаться. Мало того, второй котёнок катал первого. Обе корзины совершали идентичные движения, т. е. зрительные впечатления котята получали одновременно и совершенно одинаковые. Однако через некоторое время были выявлены различия между котятами. У активного котёнка, который катал пассивного, не было выявлено никаких отклонений. У пассивного котёнка, который просто катался в корзинке, был выявлен дефект восприятия, а именно неспособность различать форму. Был сделан вывод, что при обучении полезнее возить, чем кататься.

Этот эксперимент доказал, что без активного движения невозможно полноценное развитие восприятия. А восприятие важно для развития других познавательных процессов (представления, мышления, воображения). Если перенести полученные данные на процесс развития детей, то можно утверждать, что для ребёнка недостаточно получать только сенсорный опыт (видеть, слышать). Не менее важен для полноценного развития ребёнка и двигательный опыт. Именно поэтому не стоит во время занятий с дошкольниками стараться удерживать ребёнка за столом (т. е. приспосабливать ребёнка под среду). Часть заданий можно выполнять, двигаясь (т. е. приспосабливать среду под потребности ребёнка). Например, гораздо полезнее считать кубики, выстраивая их рядом (как вагончики поезда) или один на другой (как башню), чем пересчитывать квадратики в книжке. Эффективнее изучать размеры, раскладывая по разным ячейкам чайные и столовые ложки, а не показывая в книжке «маленький квадратик» и «большой квадратик».

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.