Вход
не нужно учить ребёнка рисовать

Почему детей до трёх лет не надо учить рисовать?

Как только родители задаются вопросом, когда и как нужно учить ребёнка рисовать, они сразу же находят массу советов от педагогов и психологов, которые говорят, что целенаправленно учить дошкольников, тем более детей младше трёх лет, не нужно. Важно лишь поддерживать и сопровождать рисование, чтобы оно развивалось.

Но чтобы принять и понять такой подход, нужно знать, почему он имеет определяющее значение, особенно в раннем возрасте до трёх лет.

Взрослым часто хочется побыстрее подтолкнуть только-только начавшего рисовать ребёнка к изображению реальных предметов. Чтобы вместо непонятных каракуль были травка, солнышко, домик. Но ребёнок в дошкольном возрасте рисует свои ощущения и впечатления от предмета, а не сам реальный предмет. Поэтому с самого начала очень важно не давать готовых шаблонов рисования.

Как рисуют наши дети? Стадии развития детских рисунков

Педагоги и психологи выделяют несколько периодов в развитии детского рисунка.

Самый первый и ранний – это хаотические каракули (период штрихов, оставления следов). Он может начаться ещё до года (в 9–10 мес.), когда малыш впервые берёт в руки карандаш и понимает, что может оставлять след на бумаге. Это мало похоже на рисование в нашем взрослом понимании – ребёнок может тыкать в бумагу, не глядя на неё, не соблюдать границы листа. Но это совершенно нормально, так как в этом возрасте ещё не полностью сформировалась зрительно-моторная координация.

Совсем маленькому ребёнку, который ещё активно тянет всё в рот, можно предложить порисовать ярким натуральным соком (морковным, свекольным, вишнёвым и т. п.). Некоторые пальчиковые краски имеют неприятный вкус (чтобы дети не брали их в рот), поэтому у ребёнка могут появиться негативные ассоциации, связанные с процессом рисования.

Самое важное в этот период – предлагать один лист бумаги и один карандаш (фломастер, краску). Такой подход поможет ребёнку сосредоточиться на оставлении следов, а не на изучении инструментов рисования. Бумагу лучше выбрать большую – размашистые хаотичные движения стандартный лист порой не вмещает. Карандаш должен быть мягким, а фломастер ярким, чтобы ребёнку не пришлось прикладывать дополнительных усилий для рисования.

Чтобы у ребёнка закрепились положительные эмоции, нужно разговаривать с ним и доброжелательно реагировать на первые опыты рисования.

Иногда дети могут переносить свой опыт оставления следов и на другую деятельность. Например, начать так же «рисовать», размазывая еду за столом. На это не следует слишком негативно и эмоционально реагировать, но и не нужно превращать обед в развивающее занятие. Нужно просто помочь ребёнку доесть еду и пойти заниматься другими делами.

Период хаотичных каракуль очень короткий и быстро заканчивается. Главное достижение ребёнка в это время – опыт, который подсказывает, что оставлять следы – это очень хорошо.

Почему дети рисуют на стенах

почему не нужно учить ребёнка рисовать

Второй период – циркулярные каракули – начинается примерно после года, когда ребёнок понимает, что может не просто оставлять след на бумаге, но и управлять движением карандаша. Он начинает придумывать разные отображения этого движения – прямые линии, круги, крючки и т. п. Зрительно-моторная координация уже более развита, ребёнок согласованно управляет движением своих рук. Ему очень нравится эта возможность – рисовать самому, быть хозяином движения.

Именно на этом этапе у взрослых и появляется желание показать, что именно и как нужно рисовать. И именно в это время психологи предупреждают о возможности заблокировать развитие рисования. Показывая готовые шаблоны, мы не даём развиваться образному мышлению, что в будущем приведёт к шаблонному же рисованию. Вместо этого мы часто даём неправильную обратную связь – «я знаю, как правильно, ты не умеешь», тогда как самое главное – никогда не давать оценку и не относится снисходительно.

Как правильно хвалить поделки ребёнка 

В этот период уже можно дать ребёнку 2–3 цвета для рисования. Не давайте ассоциаций, глядя на рисунок: «Это на машинку похоже, это – на цветочек». Можно попросить нарисовать ещё, когда малыш показывает вам свою работу. Здесь важно, чтобы похвала и одобрение не стали целью рисования, важно чтобы всё внимание осталось на самом процессе.

Если же ребёнок сам просит вас нарисовать что-нибудь, то педагог и художник Михаил Лейкин предлагает добавить в такое рисование элемент игры и исследования. Не нужно давать готовых ключей и шаблонов – надо постараться, чтобы ребёнок сам нашёл какие-то новые ощущения, ассоциации, был бы эмоционально вовлечён в то, что ему самому хочется нарисовать.

Третья стадия называется развитые каракули (стадия бесформенных изображений) и продолжается примерно с двух до трёх лет.

В это время ребёнок начинает видеть границы листа и осваивать его пространство, пытаться располагать предметы на листе согласно композиционному чувству. Именно в это время он начинает понимать, что изображения могут что-то значить. Он начинает осваивать графический язык рисования и учиться находить и видеть необходимые признаки человека, животного, растения.

Это так же важный период, так как в это время может появиться страх выразить себя. Взрослые часто хотят чего-то конкретного в детских рисунках и часто их как-то оценивают, а для ребёнка в этом возрасте это не просто оценка их творчества, но оценка его самого как человека. Детские рисунки хорошо принимать безусловно – так же, как мы принимаем ребёнка. Тогда рисование останется для него радостью.

В этот период можно давать ручки (карандаши, мелки) нескольких разных цветов, листы бумаги разной формы, знакомить с разными видами красок (гуашь, акварель).

Так же, как и в прошлые периоды, важно не давать ассоциаций и оценки рисунку.

Такой подход к рисованию поможет ребёнку научиться не бояться выразить себя, найти свой индивидуальный стиль, не зависеть от похвалы и оценки, развить образное мышление. Но самое главное – получать радость и удовольствие от рисования.

Творческая зона ребёнка по Монтессори

Юлия Горелова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.