Главная Практика воспитания Почему детей до трёх лет не надо учить рисовать?

Почему детей до трёх лет не надо учить рисовать?

Почему детей до трёх лет не надо учить рисовать?
Добавить в избранное Распечатать

Как только родители задаются вопросом, когда и как нужно учить ребёнка рисовать, они сразу же находят массу советов от педагогов и психологов, которые говорят, что целенаправленно учить дошкольников, тем более детей младше трёх лет, не нужно. Важно лишь поддерживать и сопровождать рисование, чтобы оно развивалось.

Но чтобы принять и понять такой подход, нужно знать, почему он имеет определяющее значение, особенно в раннем возрасте до трёх лет.

Взрослым часто хочется побыстрее подтолкнуть только-только начавшего рисовать ребёнка к изображению реальных предметов. Чтобы вместо непонятных каракуль были травка, солнышко, домик. Но ребёнок в дошкольном возрасте рисует свои ощущения и впечатления от предмета, а не сам реальный предмет. Поэтому с самого начала очень важно не давать готовых шаблонов рисования.

Как рисуют наши дети? Стадии развития детских рисунков

Педагоги и психологи выделяют несколько периодов в развитии детского рисунка.

Самый первый и ранний – это хаотические каракули (период штрихов, оставления следов). Он может начаться ещё до года (в 9–10 мес.), когда малыш впервые берёт в руки карандаш и понимает, что может оставлять след на бумаге. Это мало похоже на рисование в нашем взрослом понимании – ребёнок может тыкать в бумагу, не глядя на неё, не соблюдать границы листа. Но это совершенно нормально, так как в этом возрасте ещё не полностью сформировалась зрительно-моторная координация.

Совсем маленькому ребёнку, который ещё активно тянет всё в рот, можно предложить порисовать ярким натуральным соком (морковным, свекольным, вишнёвым и т. п.). Некоторые пальчиковые краски имеют неприятный вкус (чтобы дети не брали их в рот), поэтому у ребёнка могут появиться негативные ассоциации, связанные с процессом рисования.

Самое важное в этот период – предлагать один лист бумаги и один карандаш (фломастер, краску). Такой подход поможет ребёнку сосредоточиться на оставлении следов, а не на изучении инструментов рисования. Бумагу лучше выбрать большую – размашистые хаотичные движения стандартный лист порой не вмещает. Карандаш должен быть мягким, а фломастер ярким, чтобы ребёнку не пришлось прикладывать дополнительных усилий для рисования.

Чтобы у ребёнка закрепились положительные эмоции, нужно разговаривать с ним и доброжелательно реагировать на первые опыты рисования.

Иногда дети могут переносить свой опыт оставления следов и на другую деятельность. Например, начать так же «рисовать», размазывая еду за столом. На это не следует слишком негативно и эмоционально реагировать, но и не нужно превращать обед в развивающее занятие. Нужно просто помочь ребёнку доесть еду и пойти заниматься другими делами.

Период хаотичных каракуль очень короткий и быстро заканчивается. Главное достижение ребёнка в это время – опыт, который подсказывает, что оставлять следы – это очень хорошо.

Почему дети рисуют на стенах

почему не нужно учить ребёнка рисовать

Второй период – циркулярные каракули – начинается примерно после года, когда ребёнок понимает, что может не просто оставлять след на бумаге, но и управлять движением карандаша. Он начинает придумывать разные отображения этого движения – прямые линии, круги, крючки и т. п. Зрительно-моторная координация уже более развита, ребёнок согласованно управляет движением своих рук. Ему очень нравится эта возможность – рисовать самому, быть хозяином движения.

Именно на этом этапе у взрослых и появляется желание показать, что именно и как нужно рисовать. И именно в это время психологи предупреждают о возможности заблокировать развитие рисования. Показывая готовые шаблоны, мы не даём развиваться образному мышлению, что в будущем приведёт к шаблонному же рисованию. Вместо этого мы часто даём неправильную обратную связь – «я знаю, как правильно, ты не умеешь», тогда как самое главное – никогда не давать оценку и не относится снисходительно.

Как правильно хвалить поделки ребёнка 

В этот период уже можно дать ребёнку 2–3 цвета для рисования. Не давайте ассоциаций, глядя на рисунок: «Это на машинку похоже, это – на цветочек». Можно попросить нарисовать ещё, когда малыш показывает вам свою работу. Здесь важно, чтобы похвала и одобрение не стали целью рисования, важно чтобы всё внимание осталось на самом процессе.

Если же ребёнок сам просит вас нарисовать что-нибудь, то педагог и художник Михаил Лейкин предлагает добавить в такое рисование элемент игры и исследования. Не нужно давать готовых ключей и шаблонов – надо постараться, чтобы ребёнок сам нашёл какие-то новые ощущения, ассоциации, был бы эмоционально вовлечён в то, что ему самому хочется нарисовать.

Третья стадия называется развитые каракули (стадия бесформенных изображений) и продолжается примерно с двух до трёх лет.

В это время ребёнок начинает видеть границы листа и осваивать его пространство, пытаться располагать предметы на листе согласно композиционному чувству. Именно в это время он начинает понимать, что изображения могут что-то значить. Он начинает осваивать графический язык рисования и учиться находить и видеть необходимые признаки человека, животного, растения.

Это так же важный период, так как в это время может появиться страх выразить себя. Взрослые часто хотят чего-то конкретного в детских рисунках и часто их как-то оценивают, а для ребёнка в этом возрасте это не просто оценка их творчества, но оценка его самого как человека. Детские рисунки хорошо принимать безусловно – так же, как мы принимаем ребёнка. Тогда рисование останется для него радостью.

В этот период можно давать ручки (карандаши, мелки) нескольких разных цветов, листы бумаги разной формы, знакомить с разными видами красок (гуашь, акварель).

Так же, как и в прошлые периоды, важно не давать ассоциаций и оценки рисунку.

Такой подход к рисованию поможет ребёнку научиться не бояться выразить себя, найти свой индивидуальный стиль, не зависеть от похвалы и оценки, развить образное мышление. Но самое главное – получать радость и удовольствие от рисования.

Творческая зона ребёнка по Монтессори

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интересное на Монтессори.Дети

О методе Монтессори

Как кормить грудью новорождённого

1 комментарий
Монтессори дома

Пальчиковые игры и игры с движениями для дошкольников и младших школьников

Практика воспитания

Три европейские методики: Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия

Практика воспитания

10 идей, как успокоить перевозбуждённого ребёнка

Практика воспитания

Проводим дома опыты с сухим льдом