Вход
упражнения практической жизни

Монтессори-класс: необходимость упражнений практической жизни

Полировка – чудесный пример Монтессори-активности, который я могу оценить с точки зрения ребёнка. Когда мне было 5, в моём Монтессори-классе я каждый день выбирал полировку монеток. Одним утром, войдя в классную комнату, я направился прямиком к стенду «Практическая жизнь» – обнаружить, что полировка находится на месте. Её не было!

Я спросил учительницу, где полировка. Та ответила, что убрала её, потому что больше нет монет, которые нужно чистить (я их все почистил!). Я ушёл, но она знала, что мне нужна полировка, и почти тут же сказала: «Подожди минутку». Она сходила в другую часть здания и вернулась с монетками, которые я должен был начистить.

Ясно помню тот день. Я надел фартук, сел, снял крышку и бережно положил на поднос. Взяв ватную палочку, окунул её в полировку и принялся полировать монету. После того как отскрёб монету и покрыл её полировкой, я отложил ватную палочку и стал стирать излишнюю полировку. Появился блеск. Я создал этот блеск!

Будет неправильным предположить, что ритуал, который я исполнял, был для меня всего лишь способом полировки монет. Также будет неправильно считать, что это был просто способ расслабиться. Он был и тем, и другим, но он также способствовал сильному, спокойному настрою ума на всё оставшееся утро.

упражнения практической жизни в Монтессори-классе

В Монтессори-среде ребёнок выбирает материал, кладёт его на стол или ковёр, работает с ним и возвращает на то же самое место, так что он готов для следующего ребёнка. Это называется полный цикл работы. В течение длительного рабочего периода этот процесс случается множество раз. Я вовлекаюсь в рабочий цикл, когда работаю с математическими материалами, подвижным алфавитом или с буквами из песчаной бумаги. Я повторяю цикл работы снова, когда работаю с картами-головоломками. Так случается в каждой внеучебной зоне, но процесс становится активнее в зоне «практической жизни», где дети работают с действиями, отражающими общую каждодневную деятельность в его или её культуре и имеющими ясные, конкретные этапы.

Выполнение ритуала полировки монет (как и в случае со многими другими действиями «практической жизни») позволяет ребёнку расслабиться, сфокусироваться на процессе с ясным, конкретным результатом, испытать чувство удовлетворения и завершённости. Несколько лет назад я посетил классную комнату, в которой имелось очень мало приспособлений для «практической жизни». Учительница старалась изо всех сил, чтобы заинтересовать учеников счётом и письмом, но её призывы не очень помогли. Я предложил обновить зону «практической жизни». Она так и сделала, и дети тут же выбрали работу из этой зоны. После нескольких действий они обследовали остальные части комнаты и очень быстро оказались весьма заинтересованы материалами для счёта и письма.

Мы все желаем нашим детям успеха в школе. Если вы придёте в мою школу и спросите меня, чем дети занимаются в Монтессори-классе, последнее, что вы бы хотели услышать, вероятно, будет «Я уверен, что мы сможем найти вашему сыну или дочке несколько монет для полировки». Но позвольте мне вас уверить, что эти действия являются ключом к успешной классной комнате. Если ваш ребёнок, как кажется, не заинтересован в работе в математической и языковой зонах, то, возможно, вам стоит спросить на следующем собрании для родителей и учителей: «Вы уверены, что он (или она) достаточно много полировал»?

Автор: Мэтт Бронсил

Опубликовано в журнале: Montessori Life, Summer 2015

На фото Монтессори-школа «Изумрудный город» (Улан-Удэ)

 

Читать по теме:

Упражнения практической жизни

Что такое зона упражнений практической жизни и какие упражнения вы можете дать ребёнку?

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.