Главная Монтессори дома Независимость ребёнка: как организовать еду, сон, туалет и работу дома?

Независимость ребёнка: как организовать еду, сон, туалет и работу дома?

Независимость ребёнка: как организовать еду, сон, туалет и работу дома?
Добавить в избранное Распечатать

Педагогика Монтессори отводит особое место независимости ребёнка. Почему же так важно дать ребёнку почувствовать себя независимым? И как предоставить ещё такому маленькому ребёнку действовать самому без вашей помощи?

Монтессори-педагоги считают, что если мы научим ребёнка думать, принимать решения и действовать самостоятельно, то заложим важный фундамент для становления его личности. Ребёнок, умеющий выбрать в таком раннем возрасте, что ему надеть или чем именно заняться в данный момент, станет взрослым, способным самостоятельно принимать лучшие решения и брать ответственность за свой выбор.

Первое, чему стоит научиться родителям, которые решили дать ребёнку расти независимым – верить в ребёнка. Часто родители считают, что ребёнку не следует доверять вымыть пол, ведь он сделает это не так хорошо, как мама, да ещё весь обольётся водой. Но если мы верим в ребёнка, то у нас не вызывает сомнений, что уже через несколько неудачных попыток ребёнок помоет пол достаточно хорошо. Испачканная одежда же не будет вызывать неприятных чувств родителей, а также послужит ценным опытом: ведь ребёнок может ещё раз потренироваться в самостоятельном переодевании!

Далее вы найдёте несколько практических советов, как помочь ребёнку стать более независимым.

развиваем самостоятельность ребёнка

  1. Еда.
  • Кусочки фруктов и овощей. В Монтессори-педагогике рекомендуется включать в прикорм малыша не только пюре, но и маленькие кусочки мягких фруктов и овощей. Так ребёнок может с самого начала съесть часть своего обеда самостоятельно.
  • Вторая ложка. Если вы предложите ребёнку вторую ложку, пока кормите его пюре, ребёнок может попробовать манипулировать ею. И в самом скором времени научится самостоятельно доносить её до рта.

—  Выбор еды. Когда ребёнок уже научился говорить «да», «нет» или указывать на предметы, иногда предлагайте ему выбор того, что он будет есть. Вы можете показать две баночки с разным пюре, предложить выбрать йогурт или кашу на завтрак. Не волнуйтесь, если вначале выбор ребёнка будет не осознанным, главное, чтобы ребёнок постепенно понимал, что имеет право выбора.

самостоятельный ребёнок

  • Возможность самому накрыть на стол.

Когда ребёнок начнет ходить самостоятельно, оборудуйте полочку, где будет находиться всё необходимое для еды: столовые приборы, тарелка, стакан, салфетки… Обратите внимание, что стаканы и тарелки могут быть меньше по размеру, но сделаны из стекла. Так ребёнок научится бережно обращаться с ними.

—     Возможность перекусить доступными продуктами. Предоставьте ребёнку самостоятельно налить воду для питья или достать некоторые продукты, чтобы перекусить, когда ему захочется (идеально подходят фрукты и овощи).

—     Помощь на кухне. Очень рано (после года) разрешайте малышу помогать вам на кухне, включайте его в процесс приготовления пищи. Начинайте с простых заданий, которые точно будут под силу малышу (перемешать, помыть, почистить).

развиваем независимость ребёнка

  1. Сон.

—     Низкая кроватка. В Монтессори-педагогике используется низкая кроватка для сна, на которую малыш легко может забраться и слезть, когда ему необходимо отдохнуть.

  1. Гигиена.

—     Корзинка с туалетными принадлежностями. Как только ребёнок научится ходить, приготовьте для него корзинку с собственными туалетными принадлежностями: расчёску, зубную щётку, полотенце. Поощряйте ребёнка пользоваться ими самостоятельно и следить за своим внешним видом – смотреться в зеркало.

развитие самостоятельности у детей

—      Приучение к горшку. Детский горшок лучше всего поставить в туалете. С самого начала предлагайте малышу самостоятельно снимать штанишки (сначала с вашей помощью) и самому садиться на горшок. Никогда не сажайте ребёнка на горшок, если он не хочет этого.

  1. Занятия.
  • Полочки для материалов. Для материалов и игрушек малыша оборудуйте низкие полочки, с которых ребёнку было бы легко самостоятельно взять игрушки, интересные ему в данный момент. Вы можете предложить ребёнку какой-либо материал, но всегда оставляйте ему право выбора.
  • Порядок. Всегда кладите материалы и игрушки на определённое место. Так ребёнок сможет их легко найти, когда они ему понадобятся.
  • Время для занятия. Не прерывайте занятий ребёнка с материалом. Дайте ему возможность самостоятельно выбрать, сколько заниматься. Если пришло время ужина или прогулки, скажите заранее ребёнку, что придётся закончить занятие через некоторое время или отложить и вернуться к нему позже.
  • Способ действия с материалом. Взрослый показывает ребёнку, как использовать новый материал, однако после тот сам занимается с ним. Прерывайте только в том случае, если ребёнок действует с материалом так, что может испортить его.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интересное на Монтессори.Дети

Монтессори дома

Пальчиковые игры и игры с движениями для дошкольников и младших школьников

Воспитание и развитие

Три европейские методики: Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия

Воспитание и развитие

10 идей, как успокоить перевозбуждённого ребёнка

Воспитание и развитие

Проводим дома опыты с сухим льдом

Родителям о методе Монтессори

Что значит принцип Монтессори «Следовать за ребёнком»

Отвечаем на вопросы

Задать свой вопрос эксперту
Опыт родителей

Как я стала Монтессори-мамой

Опыт родителей

Монтессори-пространство для двух детей разного возраста

Опыт родителей

Наблюдение за ребёнком вместо вопроса: «Чем ты сегодня занимался?»

Опыт родителей

Сегодня суббота

Опыт родителей

Монтессори и Вальдорф в одной семье