Вход
Пренебрежение нуждами ребёнка

Пренебрежение нуждами ребёнка

Пренебрежение нуждами ребёнка крайне редко осознается родителями как психологическое насилие. Однако это тоже насилие. Давайте разберемся с этой проблемой поподробнее.

Пренебрежение нуждами ребёнка нередко встречается в неблагополучных семьях. Я думаю, об этом не стоит говорить подробно. Мы все понимаем, что ситуации, когда дети не получают адекватного питания, когда не имеют одежды и необходимых личных вещей, не получают в нужный момент медицинскую помощь не являются нормой. Однако пренебрежение нуждами ребёнка встречается и в тех семьях, которые с виду кажутся вполне благополучными.

Такой вид насилия, как пренебрежение нуждами ребёнка, может встречаться в случае нежелательной беременности, которая по каким-то причинам не была прервана. Статистика показывает, что нежеланные дети примерно в два раза чаще рождаются недоношенными, чаще имеют низкую массу тела, хуже развиваются, нежели желанные дети. Мать может неосознанно пренебрегать нуждами ребёнка, т. к. она не хотела его появления на свет. Так, она может не вызвать врача, полагая, что случай того не стоит. Либо может просто забыть вовремя дать ребёнку лекарство. Бывает, что матери слишком поздно вводят прикорм ребёнку (например, после года).

Приведём другой пример пренебрежения нуждами ребёнка. Мать годовалого ребёнка покупает ему игрушки не по возрасту, а для детей на 2–3 года старше, мотивируя покупки тем, что она хочет, чтобы ребёнок развивался. Однако получается, что ребёнок не имеет возможности развиваться по возрасту. В данный момент ему нужны очень простые игрушки: мячик, пирамидки, погремушки, самый простой сортер. Мама же покупает сыну пазлы, разнообразные развивающие пособия… Такая мать может с первого взгляда показаться очень заботливой. Однако страсть взрослого к опережающему развитию – это одновременно пренебрежение актуальными потребностями ребёнка.

Родители школьников нередко пренебрегают желанием детей играть, полагая, что они уже достаточно большие, чтобы перестать играть в игрушки. Поэтому школьник, мечтавший получить на день рождения «Лего», получает глобус (микроскоп, телескоп, спортивный костюм или лыжи). Конечно, такой подарок сам по себе – замечательная вещь. Но нередко младшему школьнику ещё нужны игрушки… И пренебрегать этой потребностью (не видеть её) – это насилие.

Особо жестокой формой такого насилия являются ограничения, которые не дают ребёнку удовлетворить важные потребности. Например, если воспитатель в детском саду не пускает ребёнка в тихий час в туалет, то педагог пренебрегает физиологическими нуждами ребёнка (то же самое касается невозможности выйти из класса во время урока). Следствием может быть, например, развитие у ребёнка невроза.

По моему мнению, этот вид насилия сложнее всего осознается взрослыми (будь то родители или педагоги) как насилие. Именно поэтому очень важно – как для педагогов, так и для родителей – задумываться о своём поведении, о том, к каким последствиям могут привести действия взрослого.

Читать по теме:

Дети, пережившие насилие. Что такое насилие? Часть 1

Дети, пережившие насилие. Что такое насилие? Часть 2

 

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.