Вход
День Победы в детском саду

Нужно ли праздновать День Победы в детском саду Монтессори?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Подскажите, проводятся ли в Монтессори-садах (до 6 лет) мероприятия, связанные с Днём Победы. Интернет пестрит фотографиями и видео с мероприятий в государственных садах. А я откровенно против надевания на малышей военной формы и исполнения песен и стихов военного времени малышами. Права ли я?

На вопрос отвечает Монтессори-педагог Юрий Филёв:

– Спасибо за интересный вопрос, хотя он и не простой. Мне сложно отвечать за всех, поскольку спектр мнений о том, нужно ли праздновать 9 мая в детском саду Монтессори, может быть разный, поэтому отвечу, как к этому процессу относится конкретно наша Монтессори-школа. Ответ на него я бы хотел разделить на две части.

Сначала о праздниках в детских садах вообще. Так уж повелось, что праздники, в том числе и праздник День Победы, в обычных детских садах носят форму экзаменационного отчётного концерта, куда приглашаются родители, которые часто приходят с настроем «А ну-ка покажите, чему мой ребёнок научился». Если праздник всё же детский, то чаще всего он проходит под знаком анимации, с обязательным массовиком-затейником в гуще события.

В Монтессори-классе (до 6 лет) оба варианта не очень-то приемлемы. Все важные для стран и народов события больше волнуют нас с познавательно-информационной точки зрения. Мы не учим с детьми специальные стихи к праздникам, но ребёнок может это сделать самостоятельно, если ему хочется. Не редкость, когда все дети в группе могут выучить стихи или песню просто потому, что они им понравились. Разумеется, у нас есть семейные праздники, куда приходят дети вместе с родителями, но мы их проводим вне школы – на природе, в театре, в походе… Да мало что ещё можно придумать, чтобы никто не чувствовал себя в роли объекта и все были бы равноправными участниками действа. К примеру, последний Новый год мы встретили в кукольном театре, здание которого арендовали на время праздника. Каждая семья участвовала в конкурсе семейного костюма. Приведу пример замысла одной семьи – они принесли с собой большую коробку-улей. Младшая дочка – пчёлка, средняя – цветочек, мама – пасечник, а папа – медведь. Все с соответствующими статусу атрибутами. Костюмы не стоили дорого, зато работали-придумывали все, и удовольствие от результатов творчества общее. Концерт? Так сюрприз устроили мы, работники школы, за несколько месяцев создавшие музыкальную группу из соло- и бас-гитар, аккордеона, скрипки и настоящей барабанной установки. Раз наши дети много и напряжённо работают, то почему у нас должно быть иначе? Так и транслируем мы детям свою энергию вдохновенности. Все были в восторге. Сюрприз удался, я был солистом и сорвал голос, исполняя песни на бис. Главное понимать, для кого устраивается праздник, наш ответ – для всех!

А теперь по поводу празднования Дня Победы в детском саду. Серьёзно эту тематику мы обсуждали только с детьми класса 6–9 лет. Я спел детям под гитару песню Булата Окуджавы – «Десятый наш десантный батальон». Ничего не могу с собой поделать. Когда пою эту песню, меня всегда пробирает и мурашки бегут во все стороны, а в третьем куплете комок в горле мешает петь. Но именно мои чувства-эмоции и важнее всего детям. Кроме того, оказалось, что не я один такой в школе. Мальчик, с которым мы исполняем теперь эту песню дуэтом, знает песен военных лет больше меня. И эту песню ему не пришлось учить, потому как он уже её знал.

Мы спели эту песню с группой школьников, а потом он подошёл ко мне и сказал, что хочет спеть её ещё раз, отдельно. И попросил выложить его исполнение в интернет. Он очень хочет, чтобы его исполнение увидели-услышали Иосиф Кобзон или Лев Лещенко, и жалеет, что этого уже точно не сумеет сделать Муслим Магомаев. И я очень рад, что у детей есть возможности выбирать себе ориентиры, и не для всех таковыми являются Человек-Паук, Бэтмен и другие подобные персонажи. Я выполнил его просьбу, и во время исполнения лицо мальчика очень серьёзно, он прекрасно осознаёт смысл той песни, которую исполняет, делает это уважительно и душевно...

Если дети хотят и могут обсуждать сложные темы, то совершенно не вижу причин, почему мы должны избегать их. Ко Дню Победы некоторые дети приносили с собой военные пилотки и солдатские ремни, один мальчик принёс дедушкину награду. Ну а почему нет? Чем не поводы для гордости за предков, важно, чтобы дети принимали самостоятельные решения. Одевать их специально в «военно-карнавальные» костюмы не стану, но если дети самостоятельно изготовят их элементы, то почему нет? Видел, как один ребёнок изготовил и пришил другому капитанские погоны на рубашку и очень похоже сделал фуражку.

В общем свободное общество свободно во всём, в том числе и в способах проведения досуга и праздников. Нужно наблюдать за детьми и выявлять их истинные потребности, давая возможности их самореализации.

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.