Вход
является ли гомосексуальность нормой

О «норме» и «отклонениях»

Гомосексуальность — одна из форм сексуальных ориентаций, которая проявляется в предпочтении сексуальных партнёров своего пола. Гомосексуальные отношения – не продукт современности. Некоторые античные герои предавались гомосексуальной любви (например, история Зевса и Ганимеда, Посейдона и Пелопса, Аполлона и Гиацинта и др.). Гомосексуальные отношения были распространены в Спарте, они упоминаются в Библии как грех (вспомним Содом и Гоморру). Вы можете найти большое число и других исторических примеров. То есть важно понимать, что гомосексуальность – это отнюдь не бич современного общества. Гомосексуальные отношения были в обществе всегда.

  1. Что такое гомосексуальность?

Гомосексуальное поведение присуще не только человеку. Исследования биологов показывают, что почти у 500 видов животных зафиксировано гомосексуальное поведение. При этом многие виды животных ещё не изучены, так что, возможно, гомосексуальное поведение распространено среди животных гораздо больше. Исследование гомосексуальности происходит и в психологических, и в биологических, и в социальных науках. На данный момент учёные полагают, что сексуальное поведение не сводится к репродуктивному поведению, оно значительно шире. Доказано, что у приматов сексуальное поведение выполняет не только функцию размножения, а направлено на получение удовольствия, связано с властью и урегулированием конфликтов.

Историки утверждают, что понимание гомосексуальности как греха стало распространяться с появлением христианства. И примерно до середины ХХ века гомосексуальность считалась не только грехом, но и психическим заболеванием, отклонением от нормы и извращением. Примерно в середине ХХ века сексолог А. Кинси опубликовал результаты масштабного исследования, которые положили начало сексуальной революции. Он выяснил, что гомосексуальность в обществе распространена гораздо шире, чем считалось до этого. Независимо от того, порицаются или нет гомосексуальные контакты в обществе, наказываются гомосексуалы или нет (например, в СССР гомосексуальные мужчины подвергались уголовному преследованию, а женщин отправляли на лечение в психиатрическую клинику), процент гомосексуалов стабилен и составляет порядка 4–6 %.

  1. Болезнь ли гомосексуальность?

В середине ХХ века во многих странах мира гомосексуальность перестаёт считаться болезнью. Многолетние дебаты медиков привели к исключению гомосексуальности из перечня заболеваний. Американская психиатрическая ассоциация перестала считать гомосексуальность болезнью в 1973 г. Из международной классификации болезней (МКБ–10) гомосексуальность была исключена в 1993 г.

Исключению гомосексуальности из МКБ предшествовали многочисленные научные исследования и научные диспуты, так как до этого гомосексуальность считалась отклонением от нормы. Однако известно, что в медицине не существует абсолютной нормы, равно как и абсолютного здоровья. В диапазон нормы входят и некоторые отклонения от неё в этом определённом диапазоне. Мало того, учёные-медики обращают внимание на то, что иногда отклонения от нормы – не признак болезни. Например, гениальность – это тоже отклонение от нормы, как и необычайная физическая сила. В связи с этим специалисты очень осторожно относятся как к понятию «норма», так и к отклонениям от неё.

Является ли гомосексуальность болезнью? Болезнь также неоднозначное понятие в медицине. Нельзя делить людей на абсолютно здоровых и больных. Если подразумевается, что болезнь должна обладать рядом симптомов, то гомосексуальность обычно не имеет никаких симптомов. Точнее, единственный симптом – это сама гомосексуальность и есть. Поэтому с точки зрения симптоматики гомосексуальность не может считаться болезнью. Кроме того, болезнь, как правило, сопровождается повреждениями каких-либо органов или тканей. При гомосексуальности не наблюдается таких повреждений. Обычно болезнь сопровождается частичной потерей трудоспособности или приводит к ряду ограничений. При гомосексуальности этого не наблюдается. Гомосексуальность не мешает человеку быть полноценным членом общества: учиться, трудиться, общаться с другими людьми.

Одной из причин исключения гомосексуальности из перечня заболеваний является то, что с помощью медикаментозного лечения и психотерапии гомосексуальную ориентацию нельзя изменить на гетеросексуальную.

В определённой степени история лечения гомосексуальности напоминает историю излечения правополушарных детей, то есть тех, кто пишет и ест левой рукой. Это как раз история про «норму» и отклонение от нее. Как известно, большинство людей пишет правой рукой. А является ли отклонением от нормы и болезнью леворукость? Нужно ли лечить и исправлять этих людей? Только в конце ХХ века учёные стали обращать внимание на необходимость дать возможность ребёнку пользоваться той рукой, которой ему удобнее (ведущей рукой). До этого левшество считалось заболеванием, и взрослые активно переучивали леворуких детей.

Владислав, 40 лет. В детстве я очень любил рисовать. Мне кажется, я родился с карандашом в руках. Я рисовал везде. Мелками на асфальте, пальцем на песке. Дома я целыми днями просиживал за альбомом. Лучшим подарком для меня были карандаши или краски. Мне кажется, я делал по несколько десятков рисунков каждый день.

Всё резко изменилось в шесть лет. Я рисовал левой рукой, но скоро мне нужно было идти в школу, и мама принялась отучать меня есть и рисовать левой рукой. Есть я научился правой рукой быстро. Мне было всё равно, какой рукой есть. А рисовать правой рукой я не смог. Я по-прежнему рисовал левой рукой, а мама перекладывала карандаш из левой руки в правую. И я не мог закончить рисунок. Таких незаконченных рисунков было очень много. Каждый новый рисунок я начинал левой рукой и не успевал закончить…

Иногда мама вкладывала мне в правую руку карандаш и садилась рядом со мной, чтобы наблюдать за моим рисованием. Я сидел и проводил правой рукой какие-то линии, но рисовать не получалось. Я просто перестал рисовать. Ел я уже правой рукой, и от меня отстали. В школе я, как и все дети, учился писать правой рукой. Выходило коряво, но меня не ругали, все ещё писали очень плохо. Пару раз я пробовал писать левой, получалось аккуратнее, но я не рисковал делать это открыто.

ребенок пишет левой рукой

Одного мальчика-левшу учительница переучивала и постоянно ругала. Было проще коряво писать правой и не привлекать к себе внимания. Я стал инженером-строителем, но до сих пор мне снятся мои рисунки. Они потерялись при переезде, а может быть, их просто выкинули тогда. Уже во взрослом возрасте я пробовал рисовать и левой, и правой рукой. Но не получается. Руки уже не слушаются и нет того удовольствия.

Это относительно благополучный исход переучивания. Ребёнок потерял мечту, не смог реализоваться в той сфере, в которой мечтал, всю жизнь сожалеет об упущенной возможности, но в целом неплохо адаптировался в обществе. Однако науке известны и многочисленные менее утешительные случаи. Известный петербургский врач и психолог А. И. Захаров много лет занимался изучением правополушарных детей (у которых доминирует левая рука) и левополушарных (у которых доминирует правая рука). Он описывал много случаев возникновения неврозов вследствие их переучивания. Дети начинают заикаться, у них появляются нервные тики, нередко появляется энурез или энкопрез. Стоило ли ломать ребёнка и переучивать его?

Кстати, даже сам процесс осознания своего правшества-левшества и гомосексуальности-гетеросексуальности во многом схож. Большинство людей левополушарные, то есть с раннего детства у них ведущей является правая рука. Они это хорошо осознают и пользуются левой рукой как вспомогательной. Ровно так же большинство людей являются гетеросексуальными, и выбор сексуальной ориентации для них достаточно прост: они твёрдо знают, что гетеросексуальны. При этом некоторые дети (меньшинство) начинают сразу очень уверенно пользоваться левой рукой, правая рука для них является вспомогательной, они никогда не пишут и не едят правой.  При попытках родителей переложить ложку из левой руки в правую дети очень активно протестуют. Таких детей немного, но они есть. И точно так же есть люди, которые достаточно рано почувствовали, осознали и приняли свою гомосексуальность.

Но есть и третья группа людей. Это люди, которые примерно одинаково могут использовать как правую, так и левую руку. Самая неоднозначная категория. О ней чуть подробнее.

Алла, 36 лет. Мне было шесть лет, и я училась вязать на спицах. Мама показала мне, как вязать лицевые петли, и я стала старательно пропихивать спицы в петли. Это было очень трудно. Спицы всё время вываливались, всё распускалось, мама снова мне нанизывала петли на спицы. И вот чудо свершилось! Я смогла связать первый ряд. Но так как я не знала того, что вязание нужно перевернуть и продолжить, я просто не переворачивала вязания. Продолжила вязать обратно, только уже левой рукой. И так я и вязала туда-сюда. Очень симпатично, кстати, получилось. Правда, потом мама заметила и научила меня переворачивать вязание. Выяснилось, что правой рукой вязать гораздо проще. В общем-то я правша, всё делаю правой рукой. Но вот вязала левой, это забавно.

Мы видим, что у женщины в целом доминирует правая рука, однако она может неплохо работать и левой. При этом она сама делает оптимальный для себя выбор. Однако не всегда выбор такой нетравматичный.

Григорий, 45 лет. До школы я пользовался и правой, и левой рукой. Родители как-то не обращали внимания на то, как я пишу или рисую. В детском саду воспитательница тоже никого не ругала за это. Кроме меня в группе был ещё мальчик, он всё делал только левой рукой. А я – когда как. Однажды порезал правую руку, ел и рисовал только левой. Вырезать ножницами было удобнее правой. Сейчас-то я понял, что те ножницы были удобнее для правшей – понял, когда увидел ножницы, сделанные специально для левшей. Тогда такой роскоши не было, кончено же.

А когда пришёл в школу, оказалось, что нужно писать только правой рукой. Было сложно. Все дети откладывали ручку и трясли рукой, когда она уставала, я же просто перекладывал ручку из уставшей правой и продолжал писать. Сейчас я понимаю, что у нас была не школа, а какой-то цирк. Потому что учительница ругала тех, кто уставал, заставляла их продолжать писать. А меня ругала за то, что я пишу левой рукой. Но я всё равно забывался и перекладывал ручку в левую руку. Тогда она взяла свой шарф и стала привязывать мою левую руку к телу на уроках русского языка и математики. Теперь я не мог писать левой рукой. Но рука всё равно непроизвольно дергалась, и я часто смотрел на неё, особенно когда уставал. Со мной что-то стало происходить, я стал плаксивым, дома устраивал истерики, начал заикаться и плохо спал ночью. Родителям я не рассказывал о том, что учительница привязывает мне руку к туловищу. Раньше всегда считалось, что «учитель всегда прав», и мне даже в голову не приходило поделиться с родителями своими бедами.

Меня безрезультатно лечили у невролога, отправляли в санатории. Наверное, я бы сошел с ума, если бы однажды нам не попался врач, который заметил, что я странно дергаю левой рукой. Он стал трогать мою руку, разговаривать со мной, и вдруг я разревелся и неожиданно для себя всё рассказал врачу. Мама была в ужасе. Меня ещё долго лечили дома, потом перевели в другую школу. Писал я правой рукой и сейчас пишу правой, а левая до сих пор иногда дергается, когда я нервничаю…

Вот такая трагичная история переучивания ребёнка, который мог писать и правой, и левой рукой одинаково хорошо. Вероятно, через какое-то время он бы сделал выбор в пользу какой-то одной руки. Судя по тому, что он использовал левую руку только тогда, когда уставал писать правой, то он стал бы правшой. В принципе, он в итоге и стал правшой. Только правшой с неврозом. Сегодня уже почти не встретишь случаев переучивания детей из левши в правшу, большинство родителей осведомлены о негативных последствиях такого переучивания. Даже в раннем возрасте сейчас рекомендует класть столовые приборы, которыми ест ребёнок, не справа от тарелки, а перед ребёнком, чтобы ребёнок мог взять ложку или вилку той рукой, которой ему удобнее. То же самое касается и карандашей, мелков, фломастеров. Дело в том, что, вкладывая столовые приборы или предметы для рисования в руку ребёнку, мы уже заранее как бы показываем ему, что правой рукой писать или есть лучше, чем левой. Если же ребёнок не знает о том, что какая-то рука предпочтительнее, то его выбор происходит спонтанно и естественно. И это будет его собственный выбор, а не выбор родителей.

А что же с гомосексуальностью? Как я уже упомянула, некоторые люди достаточно рано осознают своё влечение к лицам противоположного пола. У других ситуация иная. Некоторых людей нельзя отнести ни к гомосексуалам, ни к гетеросексуалам. В 1948 году Альфред Кинси предложил шкалу измерения сексуальной ориентации (от нуля – строго гетеросексуальная ориентация, до 6 – исключительно гомосексуальная ориентация). По данным исследования А. Кинси, примерно 11,6 % американцев и 11 % американок называют себя в равной степени гомосексуальными и гетеросексуальным, т. е. они бисексуальны. Бисексуальность – более распространённое явление, нежели гомосексуальность. А. Кинси полагал, что большая часть людей не относится к полярностям, а располагается где-то в промежутке между 0 и 6. Говоря научным языком, он считал, что сексуальность – это не два полярных типа, а континуум.  По современным данным, количество американцев, называющих себя гомосексуальными или бисексуальными, составляет примерно 2–3 %.

Бисексуальность также не считает болезнью и относится к разновидности сексуальной ориентации.

Гомосексуальность и ее осознание

  1. Гомосексуальность и её осознование

Осознание собственной сексуальной ориентации – сложная история для ребёнка, особенно если эта ориентация гомосексуальна. Не так давно на широкий экран вышел художественный фильм «Жизнь Адель», в котором рассказывается о девушке-подростке и её нелегком пути осознания и принятия собственной сексуальной ориентации, о её взаимодействии с одноклассниками и друзьями, с родителями и коллегами. И самым травматичным для Адель было непонимание, что с ней происходит, почему она не такая, как все.

Андрей, 38 лет. Лет в двенадцать я начал понимать, что чем-то отличаюсь от других. Основное развлечение мальчишек в школе тогда было такое: брали верёвку, на один её конец привязывали спичечный коробок, на второй – бельевую прищепку. Прищепку прицепляли девочке сзади на подол школьного платья, а коробок перекидывали через плечо. Девочка дёргала за коробок, подол платья поднимался и все мальчики, стоящие сзади, смеялись. Меня это развлечение как-то не забавляло. И мне совсем неинтересно было подглядывать, как это делали другие мальчики, за девочками, когда они переодевались на физкультуру.

Я стал замечать, что, скорее, смущаюсь переодеваться в присутствии мальчиков. В старших классах многие уже встречались с одноклассницами, но мне это было неинтересно. Родители были довольны, я хорошо учился, готовился к поступлению в университет. Меня интересовали мальчики, но я боялся. Уже в университете я стал встречаться с парнем. Сейчас у меня есть друг, мы живём вместе. Только родители ничего не знают, они думают, что нам просто удобно и выгодно снимать вместе квартиру. Я их не разубеждаю. Не думаю, что они меня поймут.

Очень часто гомосексуальных подростков, впрочем, как и взрослых, беспокоит реакция родителей. И это совершенно оправданные опасения.

Аля, 20 лет. Я поняла, что меня интересуют девушки, лет в 14–15. У меня появилась подруга. Мы с ней общались, ходили за руку всегда. Родители, увидев нас вместе, догадались обо всём. Меня сначала заперли дома, потом положили в психушку. Лечили уколами, таблетки я выплевывала. И беседами. Врач рассказывал мне, что ненормально встречаться с девушками, что я будущая мать, жена, что это грех и я буду гореть в аду. Я месяц пролежала в больнице, в итоге пришлось сказать, что я исправлюсь. Закончив школу, я ушла из дома. Работаю, живу со своей девушкой. Родителям пыталась звонить, но они сказали, что такая дочь им не нужна.

Большая трагедия для подростков понимать, что родители и окружающие их не примут. Подросток, который заранее знает, что его будут обвинять, насмехаться над ним, живёт в постоянном напряжении. Он не может чувствовать себя свободно, не может быть самим собой.

Максим, 25 лет. Когда понял, что я гей, мне даже в голову не пришло поделиться с родителями моими проблемами. Мой отец неоднократно говорил о том, что «голубые» – не мужики, а мама, может быть, и поняла бы, но она привыкла во всём соглашаться с отцом. В школе тоже нужно было молчать. Если бы одноклассники меня раскрыли, надо мной издевались бы потом очень долго. Ну я и молчал. И молчу до сих пор. Не хочу, чтобы лезли в мою личную жизнь…

можно ли предупредить гомосексуальность

  1. Можно ли предупредить гомосексуальность?

Могут ли родители повлиять на сексуальную ориентацию ребёнка? Нет. Повлиять на сексуальную ориентацию нельзя. Как я уже неоднократно упоминала, гомосексуальность нельзя вылечить, так как это не болезнь. В истории немало примеров помещения гомосексуалов в психиатрическую клинику и безуспешного лечения различными способами (электрошок, психотерапия, медикаментозное лечение).

Иногда меня спрашивают о гомосексуальных отношениях в закрытых учреждениях (интернаты, военные закрытые учреждения, тюрьма). О педофилах. Попробую ответить. Да, гомосексуальные отношения распространены в закрытых учреждениях. Но эти отношения, по сути, не сексуальные, это отношения иерархии и власти. Они проявляются в принуждении к сексуальному контакту. В данном случае это не столько сексуальный контакт, сколько способ властвовать и унижать других. В начале статьи я уже упоминала о сексуальных отношениях приматов в контексте власти – здесь схожая ситуация.

Если бы в закрытом учреждении была возможность выбирать пол сексуального объекта, то гомосексуальных контактов там было бы на порядок меньше. Но отсутствие представителей противоположного пола способствует распространению гомосексуальных контактов. Поэтому называть практикующих гомосексуальные отношения в тюрьме гомосексуалами нельзя. Это вынужденная гомосексуальность. Выходя за пределы закрытого учреждения, эти люди снова возвращаются к гетеросексуальным отношениям.

А как же педофилия? Может ли совращение ребёнка привести к его гомосексуальности? Перед тем как начинать отвечать на этот вопрос, хочу обратить ваше внимание, уважаемые родители, на феномен педофилии в целом. Это, в отличие от гомосексуальности, сексуальное расстройство. И больной человек, педофил, может быть как гомосексуален, так и гетеросексуален. Педофил, как правило, выбирает жертв не по принципу пола, а по принципу возраста, то есть именно детей. Само название – педофилия – показывает, что речь идёт именно о сексуальном влечении к детям. Поэтому, когда мы говорим о таком расстройстве, как педофилия, некорректно говорить о гомосексуальности. Гомосексуал не значит педофил.

Что могут сделать родители превентивно? Можно ли предупредить гомосексуальность? На этот вопрос нет однозначного ответа. Большинство гомосексуалов выросли в полных гетеросексуальных семьях, при этом дети гомосексуалов становятся гетеросексуальными. Ограждение ребёнка от информации тоже не даёт результатов. Даже ничего не зная о гомосексуальности, подросток начинает испытывать интерес к представителям своего пола, и от этого его психологическая травма становится ещё больше.

Виктория, 48 лет. Я выросла в деревне. Естественно, ни о каких гомосексуальных отношениях там никто никогда не знал и никаких однополых семей у нас не было. Все жили обычно. Кто-то с семьёй, кто-то один. Интернета не было, в книжках об этом тоже не прочитаешь. Всё было просто и понятно. Учишься в школе, потом или на ферму работать пойдёшь, или в город учиться, потом замуж выйдешь, детей родишь. Лет в четырнадцать я поняла, что я не совсем такая, как все. Все девочки ходили на танцы, интересовались мальчиками. Я – нет. Девочки меня привлекали больше. На танцах у нас мальчишки редко девочек танцевать приглашали, поэтому девочки часто друг с другом танцевали. Мне это нравилось. Если мальчик приглашал, я отказывалась. Все думали, что стесняюсь. Я и сама думала, что стесняюсь. С девочками было проще, они свои. Потом я поняла, что со мной что-то не так. Казалось, что я урод, что такая я одна во всем мире. Хотелось умереть, было страшно и не с кем поделиться… О том, чтобы рассказать родителям, я и не думала. Отец бы, наверное, убил меня. А мама сказала бы, что я их опозорила. В общем, я молчала.

Я уехала в город, закончила институт, потом вышла замуж, развелась, долго жила одна. К тому времени я поняла, что хотела бы жить с женщиной, но совершенно не понимала, как мне найти её. Я до сих пор одна. Хотя сейчас общаюсь с женщинами по Интернету и, наверное, буду ходить на свидания. Мне было бы проще, если бы я тогда знала, что я не одна на свете такая…

Самая большая беда гомосексуального подростка и взрослого — это непринятие. Страшно жить, когда боишься даже самым близким рассказать о себе. Страшно, когда знаешь, что от тебя отвернутся, будут оскорблять и унижать. К сожалению, достаточно велик процент суицидов среди подростков-гомосексуалов. И основная причина – это гомофобный настрой родителей, которые иногда позволяют себе высказывания типа: «Ненавижу геев», «Отвратительно, когда мужчина живёт с мужчиной» и т. д.

Итак, чем же можно помочь ребёнку? Основной путь – информационный. Ближе к подростковому возрасту стоит рассказать подростку о том, что бывают на свете разные люди. Что любовь не всегда проявляется к представителям своего пола. Что бывают семьи, состоящие из двух мужчин или из двух женщин. Что даст такое знание? Оно точно не приведёт к гомосексуальности, чего опасаются многие родители. Но гомосексуальным детям оно поможет почувствовать, что они не одиноки, что родители их любят и примут, независимо от их сексуальной ориентации. А что это даст гетеросексуальным детям? Знание о том, что мир разнообразен. Такое знание будет основой для формирования терпеливого, корректного отношения к тем, кто не такой, как они. Важно научить подростка не дразнить и не оскорблять других детей.

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.