• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году

Объясняем понятие «время» по Монтессори

Объясняем понятие «время» по Монтессори

Как объяснить время ребёнку до трёх лет

До трёх лет ориентировке во времени помогает зонирование пространства. Для разного возраста мы по-разному оформляем зону сна, активности, питания и ухода за собой. Так или иначе, мы стремимся сделать узнаваемое, удобное ребёнку место для каждого аспекта жизни, и обустраиваем его так, чтобы можно было учиться самостоятельно позаботиться о себе и развивать независимость. Как только малыш уяснил предназначение каждой зоны, сам их вид говорит: «Займёмся-ка тем, для чего это место предназначено».

У большинства младенцев неплохое чувство времени, и оно улучшается, если родители придерживаются постоянного режима дня. Чем больше ребёнок делает одно и то же примерно в одно и то же время, тем точнее он начинает чувствовать временные интервалы.

Пока малыш не может позаботиться о себе сам, взрослые могут привлекать кроху к сотрудничеству: он тянет ручку навстречу рукаву, подаёт-выбирает одежду. Всё это сопровождается речью по теме текущих действий и используемых предметов.

Как только необходимый вокабуляр усвоен, слова постепенно начинают выступать в роли ориентира сами по себе, а входя с вами в новую зону, по одному виду комнаты, кухни, ребёнок понимает, какой род занятий наступает. Так можно потихоньку осваивать категорию будущего: вы говорите «пойдём, поедим», идёте вместе, а там и правда кухня или столовая, значит, дело пахнет приёмом пищи.

От ориентировки в пространстве дети переходят к ориентировке в пространстве времени: после того, как мы проснулись, мы чистим зубы, после чистки зубов — завтракаем, после завтрака… и так далее. Время пока ещё относительно событий, плана действий.

На этапе, когда такое понимание уже в некоторой степени развито, начинают работать различные визуализации порядка действий. Даже в полтора года несколько простых пиктограмм/табличек/картинок помогают предсказывать, чего ждать в ближайшем будущем текущего дня. Если заведёте что-либо подобное, наблюдайте внимательно за тем, правильно ли ребёнок понимает придуманные вами обозначения.

Работают с малышами до трёх лет и будильники. Желательно, чтобы сигналов было немного, они были интересны детям и не повторялись для разных ситуаций. Использование часов актуализирует вопрос узнавания текущего времени. Дети начинают понимать, что часы дают информацию о том, чему пришла пора. Это ценно и позднее станет основой понимания по часам.

Хорошо, когда малыш может закончить то, что начал, прежде, чем последует за вами к следующему режимному моменту. Чтобы предупредить о том, что скоро нужно свернуть одно занятие и приступить к следующему, годятся и устные предупреждения.

Для этого нужно, чтобы в сфере знакомых ситуаций уже была понятна обращённая речь — к полутора годам, как правило, это происходит. Старайтесь либо ссылаться на будильник (скоро будет звонок к обеду, заканчивай и уберём на место игру), либо на понятные опорные точки (после того, как мы надуем ещё десять мыльных пузырей, мы пойдём есть).

Время для детей старше трёх лет: история Монтессори-мамы Николь Кавано

Накануне своего 4-летия Генри стал сильно интересоваться временем. Внезапно стали появляться такие фразы: «Который час?», «Сколько ещё времени до часу дня?», «Какой сегодня день?», «Во сколько папа приходит домой?» и тому подобное. Начали мы c практического обучения: смотрели на часы перед тем или иным событием дня и запоминали, как выглядят часы. Затем я стала подписывать каждое время, которое мы видели на часах. И в конце концов на день рождения Генри у нас получились обучающие часы – удивительная вещь! Они помогли ему быстро научиться правильно называть время и понять сколько на самом деле длятся те или иные временные отрезки.

Кроме такого практического обучения, мы также использовали лотки с различными заданиями на тему «Время». Этот первый лоток объясняет понятия часа и минуты на примере стержней по 10 золотых бусин из Монтессори-материала. Задача состоит в том, чтобы к карточке с названием временного отрезка правильно подобрать цифру, линию и количество бусин. Это достаточно широко распространённый и прекрасно работающий способ визуализировать время и понять, что минут больше, чем часов.

Как объяснить ребенку время

Задание из следующего лотка объясняет отличие между «_: 30» и «_: 00».  Дети просто соединяют карточки со временем и с часами. Как только у Генри стало лучше получаться читать время, я ввела карточки с более сложным временем на них.

Далее мы работали над понятием «год». Для того, чтобы конкретизировать это понятие, я использовала бусины, которые нужно разместить под каждой цифрой в году. Уже после того, как все фотографии были сделаны, я заметила, что чья-то шаловливая ручка утащила одну из бусин, но, поверьте, в корзинке было всё правильно!

понятие времени для детей

Для дней недели я использовала радугу и задание на сопоставление слов. Генри очень хорошо знает порядок цветов в радуге, поэтому в нашем случае имело смысл использовать эти цвета. Это задание помогло ему запомнить порядок дней в неделе и натренироваться в умении определять сегодняшний день. На самом деле это упражнение мы используем уже давно, поэтому он уже хорошо знал дни недели задолго до того, как мы плотно стали заниматься по теме «Время».

Другие задания, которые были сделаны по теме «Время»

Круговой календарь. Месяцы одного и того же времени года написаны одним цветом, и так как это круг, карточки подходят, только если разместить их в правильном порядке. Также прилагается ключ, чтобы убедиться, что задание выполнено верно.

Задание «Размести цифры на циферблате». Последний лоток представляет собой набор кругов разных размеров. Чем больше круг, тем больше единица времени, его изображающая. Дети могут разложить круги в порядке возрастания, чтобы увидеть, как единицы времени связаны друг с другом.

Источник: www.thekavanaughreport.com

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Приходите на бесплатный эфир для Монтессори-мам
И узнайте, как стать востребованным специалистом по раннему развитию детей в 2024 году
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться