Главная Избранное Организация экскурсии и поездок в начальной школе Монтессори

Организация экскурсии и поездок в начальной школе Монтессори

Организация экскурсии и поездок в начальной школе Монтессори
Добавить в избранное Распечатать

На начальной ступени Монтессори дети приобретают жизненный опыт, исследуя окружающий мир и за пределами Монтессори-класса. В начале года педагог вместе с учениками обсуждает и планирует школьные экскурсии в музеи, парки, на фермы или другие места, где дети могут обогатить свои знания и расширить кругозор.

Организация школьных экскурсий в Монтессори

Событием всего года должна стать какая-то поездка, к которой ученики долго готовятся и которую с нетерпением ждут. Вместе с педагогом ребята обсуждают, куда они хотели бы поехать и как это обогатит их личность. Дети совместно с учителем планируют бюджет путешествия, а также обсуждают мероприятия по сбору средств на него: продажа домашней выпечки, мойка машин в тёплое время года, ярмарка поделок.

Мероприятия по сбору средств (fund-raising) — неотъемлемая часть учебной программы Монтессори по обретению практических навыков, знаний микроэкономики, счёта и ведения учёта денежных средств. Роль педагога в коллективном планировании — направлять внимание учеников на такие школьные поездки и экскурсии, которые относятся к изучаемым темам и удовлетворяют познавательные потребности детей.

Перед коллективным планированием дети делятся на группы. Им даются индивидуальные или групповые задания:

  • самостоятельно выбрать место, которое они хотели бы посетить;
  • связаться с туристическим представителем и собрать всю необходимую информацию: узнать время, когда можно совершить поездку, её стоимость, какая экипировка необходима (если это поход в лес, например), какими способами можно добраться до пункта назначения.

После подготовительной работы ученики в классе презентуют предложения. Они рассказывают, что им удалось узнать: каждый выступает со своей идеей, куда поехать, показывает фотографии или иллюстрации места, объясняет, чем путешествие будет интересно и полезно остальным, сколько оно стоит. После всех презентаций голосованием выбирают проект, понравившийся большинству. Ребята учатся выбирать те экскурсии, которые действительно имеют для них значение и стоят собранных денег.

Важно задолго предупредить родителей о событии. Можно поручить ребёнку постарше, который желает быть пресс-секретарем, разослать электронные письма родителям с местом и датой поездки, а также приглашением присоединиться к экскурсии в качестве волонтёра.

В декабре 2017 года ученики Монтессори-школы Михайловой побывали в Домике Петра

Ученики Монтессори-школы Михайловой у Домика Петра, декабрь 2017 года

Правила безопасности

Перед отъездом дети вновь собираются в круг, чтобы обсудить, как пройдёт день, что они надеются извлечь из путешествия, какие меры безопасности необходимо соблюдать, что делать, если ребёнок отстал от группы, как следует себя вести, показывая уважение окружающим.

Полезно, если во время экскурсии или похода ученики надевают поверх своей одежды школьные жилеты, которые может сшить родитель-волонтёр. На жилетах указывают не только название школы, но и её номер телефона и электронный адрес. В таком жилете ребёнка быстро обнаружат, если он затерялся в толпе. Жилеты помогут взрослым связаться со школой, если ребёнок потерялся.

Во время путешествия не забывайте напоминать детям благодарить тех, кто им помогает: водителей автобуса, волонтёров, гидов.

Дети постарше могут вести по ходу экскурсии «путевые заметки» и фотографировать интересные моменты. Всё это в дальнейшем послужит материалом для статьи в школьную газету или для фильма о путешествии.

По возвращении в школу ученики снова собираются в круг обсудить, что нового и полезного они узнали.

Ученики Монтессори-школы Михайловой, сентябрь 2017 года

Ученики Монтессори-школы Михайловой, сентябрь 2017 года

Подготовка похода: личный опыт Монтессори-педагога

Когда я работала в канадской Монтессори-школе в Оттаве, мы с ребятами запланировали трёхдневный поход на каноэ по озёрам.

Готовились целый год: ученики читали о птицах, животных и растениях лесопарка, где находились озёра. Они изучали геологию и рельеф местности, историю региона. Составив бюджет поездки (аренда каноэ и палаток, оплата проводника и школьного автобуса), они начали проводить кампании по сбору денег: ранним сентябрём и в мае мыли машины родителей на парковке, в течение года проводили в школе продажу домашней выпечки и вечерние кинопоказы для детей помладше.

На вырученные деньги мы арендовали каноэ и автобус, заплатили нашему проводнику. Мы вместе составили меню и закупили продукты.

Поход был трудным: иногда, когда нужно было переходить от одного озера к другому по суше, дети переносили каноэ и провиант на себе. Ребята обучались слаженной работе в команде и взаимовыручке.

Они научились разводить костёр и готовить на нём пищу, стерилизовать воду для питья, забранную в болотах, мыть в озёрах посуду биоразлагающимися моющими средствами и не оставлять после себя мусор. Ребята узнали, почему нельзя ходить по лесу в одиночку и приносить еду в палатки, зачем всегда носить с собой сигнальный свисток, почему ночью еду нужно хранить в плотно запечатанных контейнерах, высоко подвешенных на деревьях.

Вернувшись в школу, после обсуждения похода в круге мои ученики стали работать над новым проектом — фильмом о путешествии. Вся школа с большим удовольствием и интересом посмотрела наш видеоролик!

Вовлечение детей в планирование поездок укрепляет их умение общаться и взаимодействовать в коллективе, развивает исследовательские навыки и лидерские качества. Ученики гордятся тем, что они могут самостоятельно делать выбор. Так повышается чувство ответственности и участие в коллективных делах. Дети знают, что их голос будет услышан, и они напрямую влияют на образовательный процесс. Такие мероприятия развивают независимость, находчивость и дают детям важный опыт практической жизни вне класса.

Читать по теме:

Как проходят экскурсии в Монтессори-школе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интересное на Монтессори.Дети

О методе Монтессори

Как кормить грудью новорождённого

1 комментарий
Монтессори дома

Пальчиковые игры и игры с движениями для дошкольников и младших школьников

Практика воспитания

Три европейские методики: Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия

Практика воспитания

10 идей, как успокоить перевозбуждённого ребёнка

Практика воспитания

Проводим дома опыты с сухим льдом