Вход
когда идти к логопеду

Отправлять ли ребёнка к логопеду?

В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос.

У нас спрашивают:

– Сыну 4,5 года, мы живём в США, и сын разговаривает примерно одинаково на 2 языках. На русском он говорит только дома, в садике только английский. У него есть проблемы с произношением, он не выговаривает буквы «л», «р», плохо произносит «с» и шипящие. Смягчает многие звуки, например, не «с», а «сь». Но идёт постоянный прогресс. Причем на английском это не так заметно, а вот на русском иногда даже сложно понять. Со сверстниками проблем нет, очень общительный, его все понимают, ходит в садик с 3 лет.

С сентября собираюсь отдавать в Монтессори-школу. Он часто говорит слова, а потом шёпотом их повторяет ещё раз.

С логопедом я тянула, потому что есть небольшое опасение, что усиленный фокус на речи может его закомплексовать. Ведь прогресс идёт, постоянный, просто медленнее, чем у других детей. Наверно глупо, но всё же. Мне нужен ваш совет.

На вопрос отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова:

– Я предполагаю, что для американского общества нехарактерна стигматизация тех, кто пользуется помощью логопеда в постановке звуков. Дети также сами по себе не считают постыдным развивать свою способность говорить чётко и сообразно нормам языка. Не кажется им такая работа и скучной, особенно около 3–4 лет, к пяти годам этот интерес уже ослабевает, хотя у ребёнка и появляется больше ресурсов для осознанной тренировки в логопедических упражнениях, а не по ходу жизни практиковаться на словах, употребляемых в речи.

На основе чего именно рождается опасение, что «усиленный фокус на речи может закомплексовать»? Убедитесь внимательно, что вы не проецируете на ребёнка какой-то личный опыт и не возлагаете на мальчика слишком большой груз: в перечень сыновних обязанностей функции психотерапевта не входят. Но вы правы в своих опасениях. Совершенствование звукопроизношения может раздувать из мухи слона, если мы не будем деликатны. Наша задача – поддержать естественный интерес ребёнка к совершенствованию и развитию речи, а не превратить общение в череду проверок, оценок и упражнений. У него есть потребность говорить чисто, и, если это не принудительное повторение скороговорок или логопедических упражнений, а живая речь или игра с эмоционально значимым взрослым, то ребёнок с энтузиазмом откликается на всё, что помогает ему говорить лучше.

Важный приём развития речи – уход от поправок. Его суть в следующем: если ребёнок ошибается в речи (неважно, в фонетике или грамматике), мы стараемся употребить в своей следующей фразе то, что он сказал, правильно. В отношении грамматики русского языка – это непростая задача по причине словоизменения в русском, но задача решаемая. С фонетикой проще. Если ребёнок сам повторил за вами «трудное» слово (возможно, шёпотом ребёнок обособляет из речи «по делу» корректировку произношения, к смыслу высказывания не относящуюся?), можете произнести его ещё раз, чтобы дать возможность мальчику сравнить произношение своё и ваше и корректировать произнесение звуков. Говорите по возможности медленнее (в пределах естественного диапазона темпа) и чётче (тоже без утрирования). Важный образец речи для ребёнка – регулярное (лучше всего – ежедневное) чтение ему книг вслух взрослыми. Такое совместное чтение (и обсуждение прочитанного) является, прежде всего, общением и разделением жизни с близкими, а это наполняет речевую ситуацию смыслом и эмоциональным зарядом. Именно поэтому совместное чтение не идёт ни в какое сравнение с прослушиванием аудиокниг. А вот песенки ребёнок может слушать и самостоятельно, особенно, если у него будет возможность самому их выбирать и включать. Впрочем, петь вместе, например, в машине, по дороге в школу или магазин – ещё веселее.

Несколько более медленный темп освоения каждого из двух языков у билингвов, как правило, нормален: всё-таки они проделывают бóльшую работу. Но проконсультироваться у логопеда относительно того, насколько хорошо идут дела и чем можно помочь конкретно вашему билингву в том, что лично у него вызывает бóльшую трудность, никогда не повредит. Важно видеть самой в этом именно позитивную возможность лучше и легче справляться с задачей развития речи, а не «починку» чего-то, что пошло не так. Ребёнок воспринимает ваш настрой, хотите вы того или нет. Если вы не уверены в себе – можете для начала пообщаться с логопедом без ребёнка, чтобы не «оценить успехи», а проконсультироваться относительно типичных сроков освоения правильного произношения тех или иных звуков и методики улучшения произношения тех, что даются мальчику хуже других.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.