Вход
развитие ребёнка

Отстаёт ли ребёнок в развитии?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

− Сыну 1 год 7 месяцев. Говорит только «мама» и «папа» (папа у нас неродной, поэтому слово «папа» стал говорить недавно). С ним ничем не могу заниматься – всё тащит в рот и ест (альбомы, методички и книжки рвёт и ест). Игрушки выбрасывает. Машинками не интересуется, животными тоже, со мной не играет, зато с «Лего» может сидеть часами. По развитию напоминает старшую в годик, если игры с «Лего» не учитывать. Посоветуйте, как поступить?

На вопрос отвечает Анна Федосова, Монтессори-педагог, детский психолог:

− Сложно заочно сказать что-то более определённое, чем можете сказать вы, находясь в самой ситуации. Но есть идеи и вопросы, которые вы можете обдумать, чтобы увидеть картину целиком. Совершенно определённо не стоит сравнивать детей друг с другом, потому что каждый ребёнок уникален. Но нельзя упускать из виду и то, что при всей своей неповторимости дети в своём развитии подчинены единым законам этого развития. В период от начала ходьбы до кризиса трёх лет дети нуждаются в возможности самостоятельной двигательной активности, требующей как крупной, так и мелкой моторики; нуждаются в богатом сенсорном опыте и возможности самостоятельно манипулировать с как можно большим количеством предметов (не одновременно, разумеется, а последовательно, от одного впечатления к другому опыту). Кроме этого, детям нужно речевое общение, позволяющее им впитывать язык. Альбомы, методички и большинство книжек не находятся в сфере интересов развития ребёнка. Карточки для пополнения словарного запаса (при условии, что они реалистичны) – это неплохо, но только для тех случаев, когда вы не можете дать ребёнку реальный предмет или хотя бы его объёмную модель. Не исключено, что ваш малыш нашёл наилучшее применение методичкам с учётом своих возрастных потребностей. Если вы наблюдаете у сына выраженную любовь к жеванию бумаги и похожих на неё материалов, возможно, вам имеет смысл проконсультироваться у грамотного врача. Некоторые виды авитаминозов, насколько мне известно, могут сопровождаться необычными вкусовыми пристрастиями. Врач может предположить дефицит железа, кальция или чего-то ещё, подтвердить свою гипотезу анализами и порекомендовать необходимое лечение, если это действительно нужно.

Вы перечислили, чем ребёнок не интересуется. Но из этого неясно, чем именно он интересуется. Если ребёнок подолгу способен сосредоточенно играть с «Лего», значит, это занятие даёт ему что-то, что нужнее всего ребёнку в этот момент его жизни. Вы можете понаблюдать за сыном. Как именно он играет? Какие движения, действия нравятся ему? В каких других занятиях он может делать что-то похожее?

Есть небольшая вероятность, что «Лего» – это то, чем малыш может заниматься сам в противовес всему остальному, чем вы пробовали с ним заниматься. На сайте есть много информации о том, почему дети нуждаются в подходящих условиях для саморазвития, а не в том, чтобы их развивали. Монтессори-педагогика как раз и есть метод того, как взрослому организовать среду, наилучшим образом помогающую ребёнку строить себя и учиться новому. Если вы знакомы или можете познакомиться с первоисточниками – обратитесь к работам самой Монтессори, которая много пишет о роли воспитателя как создателя условий для самовоспитания, самосозидания ребёнка.

Если у вас есть сомнения относительно своевременности речевого развития, то стоит посоветоваться со специалистом. Формата ответа на вопрос недостаточно, чтобы грамотно и развёрнуто развить эту тему. Нецелесообразно сравнивать сына с дочерью, но сильное запаздывание относительно средних норм – не очень хороший признак. Является ли такой темп допустимым, или же требуется дополнительная помощь в освоении языка, может оценить логопед или психолог. Также важно обратить внимание (и проконсультироваться в случае необходимости) на то, как проявляет себя у ребёнка потребность в общении. Дети с аутичными чертами могут испытывать трудности в освоении речи из-за того, что их интерес к другим людям, их желание понимать людей и быть понятыми ими устроены несколько иначе, чем у большинства детей. Если какие-то свойства никто вовремя не распознал как особенные или взрослые не знали, как лучше реагировать на них, –  это может препятствовать своевременному взрослению и становится стрессовым фактором для хронически недопонятого в его необычности малыша.

Вы упомянули о неродном отце. Ребёнок, вероятно, относится к нему положительно, раз одно из немногочисленных слов его активного словаря называет папу. Тем не менее к появлению нового папы привели какие-то события, касающиеся родного отца. Как они повлияли на ребёнка? Любое изменение семейной системы – стрессовая ситуация для всех членов семьи, включая самых младших. Как это повлияло на вас, а значит, и на детей? Какое место в жизни детей занимает отец сейчас? Жив он или погиб, в хороших отношениях вы расстались или не очень, – любой из вариантов имеет своё влияние. Важно понять, что случившееся и нынешнее положение вещей значит для вас и детей. Важно, чтобы дети могли сохранять позитивное отношение к тому, кто дал им половину их генетического кода; чтобы его существование не замалчивалось, а вселяло уверенность и вдохновляло на совершенствование себя. Это не значит, что вам нужно искажать или скрывать правду, если она не очень приятна. Это значит, что вам нужно сообщать её в подходящей возрасту форме и найти положительные моменты в том человеке и его судьбе, который неотменимым образом является биологическим отцом. Возможно, вам будет проще разобраться в этих вопросах, если вы их с кем-то обсудите или найдёте время спокойно всё обдумать, оставшись наедине с собой.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.