Вход
педагогика монтессори

Монтессори-педагогика: ответы на часто задаваемые вопросы

Здесь собраны ответы на самые часто задаваемые вопросы о педагогике Монтессори.

Почему дети разных возрастов учатся вместе в одной группе?

Иногда родители беспокоятся, что присутствие в одном коллективе детей младшего и старшего возрастов может привести к тому, что одной из возрастных групп будет уделено меньше внимания. Они боятся, что внимание и время учителя будет потрачено на детей помладше или курс обучения в детском саду для пятилетних не даст достаточно стимула и эмоциональной поддержки младшим участникам коллектива. Оба суждения являются ложными.

На каждом этапе программы обучения Монтессори призваны обратить внимание на особенности развития ребёнка, которые являются нормой в его возрасте.

Группы организуются таким способом, чтобы собрать двух- и трёхлетних детей вместе. Такой подход позволяет младшим давать стимул старшим, которые, в свою очередь, получат выгоду от выполнения своей роли. Каждый ребёнок учится в своём собственном темпе и будет готов для любого урока в своё собственное время, а не в определённое время в расписании учителя. В смешанном коллективе ребёнок всегда сможет найти того, с кем он может работать на равных.

Обычно дети остаются в одной группе в течение трёх лет. Две трети коллектива не изменяется в течение одного года, поэтому атмосфера остается совершенно стабильной.

Работа в одном классе в течение двух или трёх лет позволяет воспитанникам развить сильное чувство общности со своими одноклассниками и учителями. Возрастной диапазон также позволяет одарённым детям интеллектуально стимулировать сверстников, чтобы им не нужно было пропускать год обучения или чтобы они не чувствовали себя не в своей тарелке.

Почему количество учеников в классах Монтессори больше, чем в классах обычных школ?

Большинство школ гордится тем, что их группы малочисленны. По этой причине родители обычно и задаются таким вопросом. Как правило, коллективы Монтессори-классов насчитывают от 25 до 30 детей, разница в возрасте которых не более трёх лет.
Школы, которые организуют малые группы, берут на себя ответственность, что учитель – источник знаний, но в то же время очень ограниченный. Они убеждены в том, что со снижением количества детей в коллективе повышается количество времени, которое учитель тратит на каждого ребёнка. В идеале это представляется как система репетиторства.

Но! Лучшим учителем для трёхлетнего ребёнка чаще всего может быть ребёнок постарше. Этот процесс полезен как для «учителя», так и его «ученика». В таком случае учитель не стоит в центре всего процесса. В группе с большим количеством учеников влияние взрослых минимально, а дети получают возможность учиться друг у друга.

Сознательная организация группы детей разных возрастов, в которой две трети коллектива обычно возвращается каждый год, способствует созданию непрерывности процесса и развитию довольно стабильного сообщества.

Почему используется пятидневная система обучения?

Двух- и трёхдневные программы более привлекательны для родителей, которые не нуждаются в постоянном присмотре за ребёнком. Однако пятидневные программы создают ощущение постоянства, которое очень важно для маленьких детей. Также это помогает в развитии программ. С тех пор, как основными целями Монтессори стали постоянство, очерёдность и самостоятельность, большинство школ ждёт от детей пятидневного посещения.

Почему обучение в школах Монтессори стоит дороже, чем в обычных школах?

Большинство школ Монтессори являются частными либо независимыми школами. На это есть несколько простых причин:

  1. На данный момент в США государство не поддерживает бесплатные программы для детей до 5 лет, несмотря на то, что существует растущее движение по внедрению субсидируемых программ для 4-летних детей.

Открыто поддерживаемые программы обычно требуют точного следования нормативам. Именно это является проблематичным для нетрадиционных детских педагогов при запуске своих программ. Сложности возникают в следующих требованиях: нужно следовать утверждённому учебному плану, предлагать традиционную программу на дошкольном уровне и старше, сосредотачивать внимание на удовлетворении стандартов из года в год вместо того, чтобы поощрять индивидуальный подход к каждому ученику.

В то время как большинство педагогов Монтессори поддерживают идею доступности педагогики Монтессори для всех, около 90% школ Монтессори в США являются частными.

В Штатах существует около 500 государственных и чартерных школ, придерживающихся педагогики Монтессори. Многие из них созданы для той части общества, у которой средний заработок ниже нормы.  Интерес к Монтессори-методу растет наравне с осознанием возможности альтернативного образовательного подхода и шансом для родителей выбирать между различными государственными школами.

Это также верно в отношении большинства программ для детей младшего возраста: детских садов, дошкольных учреждений, программ по уходу за ребёнком, центров дневного ухода и т. д.

Программы Монтессори, как правило, дороже организовать и запустить, чем обычные, для детей младшего возраста и начальных классов из-за обширного педагогического образования. Учителям необходимо быть аттестованными и приобретать дорогостоящие методические материалы и подходящую мебель, чтобы оборудовать каждый класс Монтессори.

Стоимость обучения зависит от многих факторов и личных особенностей каждой школы, таких, как арендная плата, заработная плата учителей, размер школы, программы, которые она предлагает. Немаловажным фактом является и то, получает ли школа субсидии – от церкви, благотворительных фондов, правительственных учреждений, – или нет.

Почему большинство детей начинают своё обучение с трёх лет?

Монтессори установила четыре стадии развития, и каждая из них имеет свои особенности и сложности. Окружение детей в возрасте от 3 до 6 лет предназначено для работы с впитывающим разумом ребёнка, сензитивными периодами и склонностями детей на данном этапе их развития.

Обучение в течение этого времени имеет спонтанный характер, без усилий, позволяя детям войти в рабочий процесс с ясным, установленным чувством абстрактности идей. Монтессори-метод помогает детям стать целеустремлёнными, самодисциплинированными и сохранить чувство любопытства – те качества, которые обычно теряются в процессе обучения в традиционных школах. Монтессори-ученики склонны вести себя заботливо и уважительно к окружающей их среде и друг к другу. Они способны работать в своём собственном темпе и в соответствии со своими способностями. Трёхлетний опыт Монтессори стремится развивать радость познания, что и подготавливает их для дальнейших проблем.

Этот процесс, кажется, работает лучше всего, когда дети начинают обучаться по программе Монтессори в возрасте двух или трёх лет и остаются в детском саду по крайней мере в течение одного года. Дети в возрасте четырёх или пяти лет не приходят к такому же результату – не приобретают те же навыки, привычки или ценности – в конце трёхлетнего цикла.

Для детей старшего возраста начало работы по программе Монтессори может быть полезным по разным причинам, но это будет зависеть в значительной степени от их личности, предыдущего образовательного опыта и того, как они были воспитаны дома.

Программы Монтессори обычно могут принять несколько детей старшего возраста в сформированный коллектив при условии, что семья понимает и признает, что некоторые критические возможности были упущены, и эти дети не могут достичь такого же уровня успеха, которого достигли их сверстники. С другой стороны, из-за индивидуального темпа обучения в классах Монтессори обычно это не является проблемой.

Как учителя Монтессори могут удовлетворять потребности такого большого количества детей?

Опытные учителя помогают учащимся достичь того момента, когда их умы и сердца открываются, оставляя их готовыми к обучению. В эффективных школах ученики не так сильно мотивированы получением хороших оценок, сколько привязанностью к процессу обучения. Как родители знают темперамент и подход к учёбе своих детей, так и учителя в своё время развивают чувство уникальности каждого ребёнка, тратя несколько лет с учащимися и их родителями.

Монтессори была убеждена в том, что учителя должны сделать упор на самом ребёнке, а не на выполнении ежедневного плана. Преподаватели Монтессори ведут детей к тому, чтобы они задавали вопросы, думали сами за себя, узнавали, исследовали и открывали для себя что-то новое. Их конечная цель заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам учиться самостоятельно и держать уровень любопытства, творчества и интеллекта на том уровне, с которым они родились. Учителя Монтессори не просто проводят уроки, они являются посредниками, наставниками, тренерами и советниками.

Обычно учителя говорили нам, что они обучают детей основным фактам и навыкам, которые будут необходимыми для жизни. Исследования показывают, что во многих классах значительная часть дня тратится на поддержание дисциплины и руководство.

Как правило, преподаватели Монтессори не будут тратить много времени на преподавание уроков для всего класса. Их основная роль заключается в том, чтобы подготовить и поддержать физическую, интеллектуальную и социально-эмоциональную среды, в рамках которых дети будут работать. Ключевым аспектом является выбор необходимых и в то же время занимательных учебных мероприятий для удовлетворения потребностей и интересов каждого ребёнка в классе.

Преподаватели Монтессори обычно проводят уроки в небольших группах детей в одно время и ограничивают уроки краткими и очень ясными презентациями. Цель заключается в том, чтобы дать детям достаточно всего, чтобы захватить их внимание и зажечь их интерес: заинтересовать их до такой степени, чтобы они сами вернулись к своей работе с материалами.

Преподаватели Монтессори внимательно следят за успехами своих учеников. Поскольку обычно они работают с каждым ребёнком в течение двух или трёх лет, они лучше узнают своих учеников, их сильные и слабые стороны, интересы и личность. Преподаватели Монтессори часто используют интересы детей для улучшения учебного плана и обеспечения альтернативными путями для успешной деятельности.

Почему класс Монтессори называется Дом детей?

Акцент Монтессори на «здорового ребёнка» позволил ей разработать совершенно иной тип школы по сравнению с традиционными, ориентированными на учителя. Чтобы подчеркнуть эту разницу, она назвала свою первую школу Casa dei Bambini, или «Дом детей».

Класс Монтессори не находится во владении взрослых, наоборот, – это тщательно подготовленная среда, предназначенная для развития детской независимости и чувства личной самостоятельности. Это детское сообщество. Дети могут свободно передвигаться по нему и работать в том направлении, которое их интересует. В самом прямом смысле даже очень маленькие дети несут ответственность за заботу о своей собственной детской среде. Когда они голодны, они могут сами себе приготовить еду. Они пользуются ванной комнатой без посторонней помощи. Если что-то было пролито, дети помогают друг другу в уборке.

Пять поколений родителей были поражены, увидев маленьких детей в классе Монтессори, режущих свежие фрукты и овощи, делающих уборку, носящих кувшины с водой, едва проливая капли жидкости. Обычно дети подходят к своей деятельности настолько спокойно и целенаправленно, что даже сторонний наблюдатель убедится в том, что они являются хозяевами в этом месте – доме детей.

Подходит ли педагогика Монтессори для всех детей?

Система Монтессори успешно использовалась для детей всех социально-экономических уровней, представленных в обычных классах, а также для детей с особенностями развития и с ограниченными физическими и эмоциональными возможностями.

Не существует школы, которая подходила бы для всех детей. Определённо есть дети, которым будет комфортнее с программой, ориентированной на учителя, предполагающей меньше выбора и более последовательную внешнюю структуру.

Легковозбудимые дети или дети, склонные к агрессии, как правило, хуже адаптируются к программе Монтессори. Каждая ситуация уникальна, и лучше работать со школами на своей территории, чтобы увидеть хороший пример того, когда ребёнок и школа подходят друг другу.

Какое отношение у Монтессори к домашнему заданию?

В большинстве школ Монтессори не задают домашнего задания детям ниже начального уровня. Для детей старшего возраста задание редко включает в себя кучу интенсивной работы: вместо этого ученики получают значимые интересные проекты, которые расширяют те темы, пройденные в классе. Многие задания предполагают совместную работу детей и их родителей. Когда это возможно, преподаватели обычно подстраиваются под возможности детей выбирать среди нескольких заданий то, которое заинтересует. Иногда учителя готовят индивидуально согласованные еженедельные проекты для каждого ученика.

Существует ли структура у педагогики Монтессори?

С первого взгляда для некоторых людей может показаться, что структура отсутствует. Но на самом деле каждый уровень тщательно структурирован. Строго индивидуализированные программы под каждого ребёнка не означают, что ребёнок сможет делать всё что захочет. Как и все дети, ученики Монтессори живут в таком культурном окружении, которое включает в себя мастерство собственных умений и знаний, в которых они нуждаются.

Монтессори преподает «основы», в то же время предоставляя студентам возможность исследовать и изучать предметы, которые представляют для них особый интерес. Это также даёт им возможность установить своё собственное расписание во время занятий.

На дошкольном уровне внешняя структура ограничивается чёткими правилами и правильной очередностью действий, которые обеспечивают комфортную деятельность для трёх- и четырёхлетних детей. К пяти годам большинство школ вводят в некотором роде «формальную систему», чтобы помочь студентам прослеживать то, чего они добились, и то, что им всё ещё нужно завершить.

Дети в начальной школе обычно работают по написанному учебному плану на день или неделю. Там перечислены задачи, которые они должны выполнить, самостоятельно решая, сколько времени потратить на то или иное задание. Помимо этих основ и назначенных индивидуально заданий, дети изучают заинтересовавшие их темы и делятся ими со своими одноклассниками.

Существуют ли какие-нибудь тесты в программах Монтессори?

Преподаватели тщательно следят за деятельностью учащихся. Они дают своим студентам неформальные, индивидуальные устные экзамены или просят детей продемонстрировать то, чему они научились, преподавая этот же урок для другого ребёнка или отчитываясь в форме стандартной презентации. Дети также подготавливают свои собственные письменные тесты, чтобы помочь своим друзьям. Для детей метод оценки по тестам не представляется проблемой. Ученики, как правило, работают над совершенствованием навыков, а не по стандартной схеме.

Очень немногие школы Монтессори тестируют детей на первом или втором этапе обучения, однако большинство школ Монтессори регулярно дают учащимся начальной школы викторины на понятия и навыки, которые они изучали. В большом количестве школ старшие учащиеся пишут годовые контрольные работы.

В то время как Монтессори-ученики очень хорошо справляются с тестами, педагоги Монтессори сильно обеспокоены тем, что многие стандартизированные тесты неточны, вводят в заблуждение и являются трудными для детей. Хорошие учителя, которые работают с одними детьми в течение трёх лет и тщательно наблюдают за их работой, знают гораздо больше об их прогрессе, чем любой исписанный кусок бумаги или онлайн-тест.

Конечной проблемой со стандартизированными тестами является то, что они часто бывают неправильно поняты, неправильно истолкованы и слабо использованы преподавателями и студентами для выполнения более высоких стандартов. Хотя стандартизированные тесты не могут предложить совершенно точной оценки базовых знаний и навыков ребёнка, в большинстве стран навыки сдачи теста являются ещё одним практическим жизненным уроком, который дети должны освоить.

Мой ребёнок будет в состоянии адаптироваться к традиционной государственной или частной школе после школы Монтессори?

К пяти годам дети Монтессори обычно любопытные и самоуверенные ученики, которые с нетерпением ждут учёбы в школе. Они заинтересованы, увлечены, искренне хотят учиться и задавать интересные вопросы.

К шести годам дети Монтессори провели три или четыре года в школе, где с ними обращались искренне и уважительно. Хотя существуют чёткие ожидания и основные правила, в этих рамках их мнения и вопросы были приняты довольно серьёзно. К сожалению, ещё существуют некоторые учителя и школы, где вопросы детей вызывают затруднения.

Представьте себе независимого ребёнка, спрашивающего своего нового учителя: «Но почему я должен каждый раз отпрашиваться в туалет?» или «Почему я должен прекратить работать прямо сейчас?». Мы также должны помнить, что все дети разные. Один ребёнок может быть очень чувствительным или иметь особые потребности, которые не могут быть выполнены в традиционном классе, ориентированном на учителя. Другие дети могут преуспеть в школе любого типа.

Нет ничего свойственного Монтессори, что вызвало бы у детей сложности при переходе в обычную школу. Кто-то даже может заскучать. Другие могут не понять, почему каждый в классе должен делать одно и то же всё время. Но большинство адаптируется к новым условиям довольно быстро, заводя новых друзей и преуспевая в рамках определения «успешность» в их новой школе.

Естественно, если ребёнок Монтессори переходит в традиционную школу, будут уступки. Учебные программы в школах Монтессори зачастую являются более расширенными, чем в других школах в Соединенных Штатах. Ценности и взгляды детей и учителей также могут весьма различаться. Обучение будет часто сосредоточено больше на задачах, преследуемых взрослыми на подсознательном уровне, чем на энтузиазме и понимании.

Есть старая поговорка: «Если что-то работает, оно не требует исправлений». Это приводит большинство семей к мнению продолжить обучение своих детей по Монтессори-программе по крайней мере до шестого класса. Чем больше школ Монтессори будет открыто в Соединенных Штатах и за рубежом, тем больше родителей выберет именно этот вариант.

Как Монтессори относится к соревновательной среде?

Монтессори-педагогика не выступает против соревновательного аспекта в обучении. Мария Монтессори просто отметила, что конкуренция является неэффективным инструментом для мотивации детей к учёбе и работе в школе.

Обычно школы заставляют студентов конкурировать друг с другом за оценки, позицию в классе и специальные награды. Например, во многих школах тесты оцениваются по графику и являются мерой эффективности одноклассников, вместо того чтобы учитывать индивидуальный прогресс каждого ребёнка.

В школах Монтессори воспитанники учатся сотрудничать друг с другом, вместо того чтобы бездумно конкурировать. Ученики открывают свои собственные врождённые способности и развивают сильное чувство независимости, уверенность в себе и самодисциплину. В атмосфере, в которой дети учатся в своём собственном темпе и конкурируют только с самими собой, они учатся не бояться совершить ошибки. Они быстро обнаруживают, что не всё получается с первого раза, но они могут попробовать снова без замешательства. Мария Монтессори утверждала, что образование должно проникать глубоко в сердца и умы детей, они должны учиться, потому что им любопытно и интересно, а не просто для того, чтобы заработать самую лучшую оценку в классе.

Дети Монтессори соревнуются друг с другом каждый день как в классе, так и на игровой площадке. Мария Монтессори, являясь выдающимся учеником и достигнув очень высоких успехов, никогда не была против соревнований. Её протест заключался в том, чтобы конкуренция использовалась для создания искусственной мотивации достижения результатов.

Школы Монтессори позволяют конкуренции среди детей развиваться естественно, без вмешательства взрослых, до тех пор, пока дети не начинают показывать плохое поведение. Ключевым моментом является добровольное решение ребёнка конкурировать вместо того, что было навязано для него в школе.

Правда ли, что дети Монтессори никогда не играют?

Все дети играют! Во время игры они открывают для себя что-то новое. Они смотрят на разные вещи свежим взглядом. Они наслаждаются компанией взрослых и других детей. Они составляют целые истории. Они мечтают. Они воображают. Это впечатление проистекает от родителей, которые не знают, что делать с невероятной концентрацией, порядком и самодисциплиной, которые мы обычно видим среди детей Монтессори.

Монтессори-ученики весьма серьёзно воспринимают вещи, которыми они занимаются в школе. Обычно от них можно услышать: «Это моя работа», когда взрослые интересуются, чем они занимаются. Они упорно работают и ждут от родителей уважения к своей деятельности. Всё это радостно, игриво и без монотонной работы.

Выступает ли Монтессори против воображения и творчества?

Воображение и творчество являются важными аспектами детского опыта. Классные комнаты объединяют в себе искусство, танцы, музыку и театральные кружки. Воображение играет главную роль, т. к. дети смогут открыть для себя устройство мира, мысленно представить различные культуры и древние цивилизации, найти творческий подход к решению проблем в реальной жизни. В Монтессори-школах творческие моменты интегрированы в программу обучения.

Почему Монтессори делает большой упор на свободу и независимость?

Дети трогают и используют всё, что находится рядом с ними. В некотором смысле человеческий разум рукотворен, потому что через передвижение и прикосновение ребёнок исследует, воздействует и строит «склад» впечатлений о физическом мире вокруг себя. Дети лучше всего учатся на практике, а это требует движения и спонтанных исследований.

Дети Монтессори могут свободно передвигаться, работать самостоятельно или с другими по желанию. Они могут выбрать любую деятельность и работать с ней до тех пор, пока они хотят, пока не беспокоят никого или повредят что-нибудь, и до тех пор, как они положат вещь туда, где ей место, когда они закончат свою работу.

Многие упражнения, особенно на раннем уровне, призваны привлечь внимание детей на сенсорные свойства объектов в их среде: размер, форму, цвет, текстуру, вес, запах, звук, и т. д. Постепенно они учатся обращать внимание, видя более чётко мелкие детали в вещах вокруг них. Они начинают наблюдать и оценивать окружающую их среду. Это ключевой момент помощи детям в освоении учебного процесса.

Свобода является вторым важным пунктом, как только дети начинают открывать для себя что-то новое. Наша цель – меньше учить фактам и понятиям, но скорее помочь полюбить этот процесс, сфокусировать внимание на чём-то и принятии этого вызова с энтузиазмом. Работа, данная взрослыми, редко приводит к такому энтузиазму и интересу, как это делает работа, которую дети свободно выбираю для себя.

Подготовленная среда класса Монтессори является «лабораторией обучения», в которой детям разрешается исследовать, открывать и выбирать свою собственную работу. Независимость, которую получают дети, не только позволяет расширить возможности социальных и эмоциональных основ, но также помогает им комфортно и уверенно осваивать окружающую среду, задавать вопросы, разгадывать ответы и учиться без необходимости быть покормленным «с ложки» взрослыми.

Что делать, если ребёнку не нравится работать?

Хотя у учеников Монтессори есть широкие возможности для достижения интересующих их целей, эта свобода не является абсолютной. В каждом обществе есть культурные нормы и ожидания того, что ученику следует знать и уметь делать к определённому возрасту.

Опытные учителя Монтессори знают эти стандарты и при нужде обеспечивают детей такой поддержкой, чтобы дети получили всё нужное. Если по некоторым причинам проявляется тот факт, что ребёнок нуждается во времени и поддержке до тех пор, пока он или она развиваются, преподаватели Монтессори предоставят всё необходимое.

А как насчёт детей с особыми потребностями?

Каждый ребёнок является в чем-то одарённым, имеет свой уникальный стиль обучения и некоторые особые проблемы, которые могут быть учтены. Каждый ребёнок уникален. Педагогика Монтессори предназначена для того, чтобы допускать различия между детьми. Это позволяет им учиться в собственном темпе и быть довольно гибкими в выборе различных стилей обучения.

Во многих случаях дети с неострыми физическими недостатками или нетрудоспособностью в обучении могут преуспеть в условиях класса Монтессори. С другой стороны, некоторые дети более успешны в маленьких, более структурированных помещениях.

Каждая ситуация должна оцениваться индивидуально, чтобы быть уверенным в успешном выполнении программы для потребностей и учебного стиля ребёнка.

Был ли метод Монтессори изначально разработан для детей с особенностями развития?

Подход Монтессори развивался на протяжении многих лет в результате работы Марии Монтессори с различным населением и возрастными группами. Одной из первых групп были дети, с которыми она занималась на дому из-за тяжёлой задержки в развитии.

Сегодня этот метод используется с широким спектром детей, но наиболее часто он встречается в образовательных программах, предназначенных для обычных учеников в большинстве классов.

Эффективна ли методика Монтессори для высокоодарённых детей?

Да. Такие дети найдут методику Монтессори интеллектуально сложной, но и достаточно гибкой, чтобы она отвечала их уникальным требованиям.

Является ли педагогика Монтессори элитарной?

Монтессори – это образовательная философия и подход, которые можно найти во всевозможных условиях, от самых скромных до больших, хорошо оборудованных, учебных заведений. Обычно школы Монтессори сознательно стремятся создать и поддержать разнообразную массу учеников, приветствуя семьи любого этнического происхождения и религии, используя стипендии и финансовую помощь для поддержания доступности достойным семьям. Монтессори встречается также в государственном секторе, притягивая к себе школьные программы, центры начального обучения и чартерные школы.

Педагогика Монтессори включает в себя духовное образование?

Педагогика Монтессори не включает в себя духовное образование кроме тех школ, которые связаны с отдельными религиозными сообществами. В большинстве школ отмечаются такие праздники, как Рождество, Ха́нука и Китайский Новый год, которые по происхождению являются религиозными праздниками. Но в данном случае они же являются традиционными семейными праздниками.

Маленький ребёнок едва ли может заметить религиозную суть праздника. Наша цель – сосредоточиться на том, как дети воспримут каждый праздник в их культуре: особые продукты, песни, танцы, игры, рассказы, подарки, попурри из опыта, направленного на все чувства ребёнка.

С другой стороны, одна из наших основных целей – вдохновить ребёнка. Хотя Монтессори не преподаёт религию, мы используем такие моральные и духовные темы, как любовь, доброта, радость и уверенность в качестве основополагающих добродетелей жизни, чтобы ребёнок начал путешествие по жизни будучи сформированной личностью. Всё призвано развивать в ребёнке чувство радости и ценности жизни.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.