Вход
Давать деньги ребёнку

Материальное поощрение деятельности ребёнка: за и против

Многие родители нередко размышляют над вопросом о возможности и целесообразности введения денежной платы за выполнение домашних поручений или за отличную учёбу в школе. Одни считают, что платить детям нельзя, другие говорят о возможности использования этого приёма. Чтобы разобраться в проблеме, стоит обратиться к уже имеющимся психологическим исследованиям.

В одном эксперименте у студентов сначала выяснили, какие лекции им больше всего нравятся. После этого им стали платить за посещение тех лекций, которые они считали наиболее интересными. Студенты продолжали посещать лекции. Казалось бы, оплата посещения занятий не должна никак сказаться ни на посещаемости лекций, ни на отношении студентов к занятиям. Но когда через шесть месяцев студентов снова спросили о том, нравятся ли им лекции, которые они посещают (и которые ещё полгода назад казались им наиболее интересными), большинство ответило, что лекции им не нравятся… Получается, что студенты, которые до этого с удовольствием посещали лекции, перестали считать их интересными после того, как они стали получать плату за посещение лекций. Интересное занятие стало обязанностью, способом заработка. И мотивация студентов снизилась. Кроме того, студенты стали обесценивать занятия, которые ранее им нравились.

стоит ли давать деньги ребёнку

Конечно, за деньги ребёнок будет мыть посуду и выносить мусор. Возможно, ребёнок даже будет выполнять больше домашних дел, нежели раньше, и будет делать их без напоминаний.

Что же получается? Начиная платить заработную плату за пятёрки или четвёрки, мы рискуем попасть в ситуацию, когда ребёнок постепенно перестанет считать даже интересные предметы таковыми. Следовательно, интерес к учёбе будет снижаться. А что же произойдёт в том случае, если оплачиваться будут оценки или посещение занятий, которые изначально не очень интересны школьнику или студенту? В этом случае ситуация может усугубиться ещё больше. Во-первых, интерес к изучаемому предмету может снизиться ещё больше. Во-вторых, ученик заведомо будет ожидать, что занятие (урок, лекция) будет скучным. В этом случае ученик с большой вероятностью не заинтересуется темой или каким-то фактом, которым мог бы заинтересоваться в случае отсутствия оплаты.

Примерно в такой же ситуации могут оказаться родители, которые начнут платить детям за выполнение каких-то домашних поручений. Чаще всего взрослые с помощью этого способа приучают ребёнка к труду, считая, что таким образом готовят его к самостоятельной жизни. Конечно, за деньги ребёнок будет мыть посуду и выносить мусор. Возможно, ребёнок даже будет выполнять больше домашних дел, нежели раньше, и будет делать их без напоминаний. Но изменится отношение к домашним делам. Они начнут вызывать раздражение, будут казаться совсем неинтересными. Будет ли в этом случае ребёнок готов к самостоятельной жизни? Скорее, его ждёт разочарование. Ведь никто не будет ему платиться за уборку, а получать негативные эмоции от домашних дел и позитивные от вознаграждения он уже привык. В этом случае останутся только негативные эмоции.

Ещё один важный момент, на который стоит обратить внимание, – это прекращение оплаты. Дело в том, что, начиная платить деньги за оценки или мытьё полов, родители не рассчитывают на то, что они будут делать это годами. Точнее, обычно родители вообще не задумываются о будущем, когда начинают воплощать в жизнь свои идеи об оплате учёбы или работы ребёнка. Почему так происходит? Обычно мысль об оплате приходит в момент отчаяния. Ребёнок плохо учится. Родители перепробовали все известные им средства, которые не принесли желаемых результатов. Остаётся одно достаточно доступное средство – платить деньги за успехи в учёбе. Не всегда этот способ оказывается действенным, но иногда начинает работать. Ребёнок старается получить хорошие отметки (но не знания), чтобы получить деньги. Через какое-то время родителей начинает тяготить то, что они платят ребёнку за оценки, и они перестают это делать. Успеваемость при этом резко падает. Ребёнок, который привык учиться за деньги, уже не готов учиться бесплатно.

Давать ли деньги детям

Ещё один важный момент, на который стоит обратить внимание, – это прекращение оплаты. Дело в том, что, начиная платить деньги за оценки или мытьё полов, родители не рассчитывают на то, что они будут делать это годами.

Что же здесь происходит? Почему ребёнок перестаёт учиться? Дело в том, что родители сформировали у ребёнка внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация – побуждение или принуждение что-то делать внешними для человека обстоятельствами или стимулами. В нашем случае это деньги. Естественно, как только внешнее поощрение пропадает – ребёнок отказывается учиться.

Эти выводы находят свои подтверждения в психологических экспериментах. Известен случай, когда один учёный жил в доме на первом этаже, и его окна выходили во двор, в котором вечерами шумно играли дети. Учёному же очень хотелось тишины. Конечно, просить детей играть потише было бессмысленно. Тогда учёный решил использовать свои знания психологии. Он попросил детей вечерами кричать погромче, объяснив, что ему очень нравятся детские голоса. При этом он предложил платить по рублю, если они будут кричать громко. Несколько дней учёный выполнял своё обещание, а потом сократил плату до 50 копеек. Через несколько дней он извинился перед детьми и сказал, что больше не может им платить. На это дети возмущённо ответили, что «просто так они кричать не собираются», и во дворе стало тихо. Конечно, учёный намеренно сформировал у детей внешнюю мотивацию, а потом всё так же намеренно лишил их вознаграждения, которое уже стало привычным для детей. В ответ они лишили учёного «удовольствия» слушать их голоса.

Конечно, каждый родитель сам решает, оплачивать или нет пятёрки, платить ли ребёнку за то, что он подмёл пол. Главное, знать о возможных последствиях.

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.