Вход
привязанность ребёнка к маме

Почему годовалый ребёнок занимается только при маме?

В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос.

У нас спрашивают:

– Ребёнок (год и 2 месяца) занимается только, если мама сидит рядом. Как только мама отошла или вышла из комнаты, любое занятие (выбранное самостоятельно или предложенное мамой) оставляется, и ребёнок идёт смотреть, куда пошла мама. Даже если видно, что ребёнок очень увлечён и поглощён своим занятием и мама практически бесшумно отходит от него, 2–3 минуты – всякое занятие прекращается. Если мама предлагает заняться тем же дальше самому, начинает капризничать. С другими членами семьи (папа-дед-бабушка) ребёнок занимается редко и опять же в присутствии мамы. К примеру: ребёнок принёс книгу почитать. Мама предлагает, чтобы почитал папа. Если присутствуют все трое (мама, папа, ребёнок), мама сидит, папа читает, ребёнок смотрит картинки. Если мама отходит, папа читает, ребёнок слушает 1–2 минуты и идёт смотреть, где мама и что она делает. О чём это говорит и стоит ли как-то на это влиять?

На вопрос отвечает психолог Юлия Гусева:

– Насколько я понимаю, ваш вопрос в первую очередь информационного характера. Вы хотите знать, не происходит ли в ваших отношениях с ребёнком что-то такое, на что стоит обратить внимание.

До рождения ребёнок находится внутри матери и ощущает себя с ней единым целом. После рождения ребёнок отделяется физически. Но мать и ребёнок продолжают быть в слиянии. Это совершенно нормально и для матери, и для ребёнка. Так, маркером того, что мать находится в слиянии с ребёнком, является то, что мать постоянно использует местоимение «мы» вместо «он(а)» («мы покушали» вместо «ребёнок покушал» и т. д.). Отделение должно произойти примерно к трём годам. Тогда ребёнок начинает чувствовать себя самостоятельной личностью.

Для ребёнка очень важно знать, что мама рядом. Знать, что мама не уйдёт, не пропадёт. Чтобы понять, почему так происходит, нам нужно немного углубиться в теорию привязанности.

После 3–4 месяцев младенец начинает дифференцировать социальные и несоциальные объекты, у малыша начинает формироваться предпочтение к некоторым людям, которые взаимодействуют с ним наиболее часто. Постепенно малыши начинают с опаской относиться к незнакомым людям, пугаться и плакать в их присутствии. К 7–9 месяцам ребёнок уже чётко различает «своих» и «чужих». Появляется страх при появлении новых людей, также формируется страх разлучения с теми, к кому есть привязанность. Так, младенец, который лишь изредка видит бабушку, в 3 месяца не протестовал, когда она брала его на руки. Но во втором полугодии жизни младенец может испугаться, начать плакать на руках у бабушки.

Иногда родители начинают беспокоиться, что с малышом что-то не так. До этого малыш улыбался всем взрослым, и это, безусловно, казалось родителям признаком общительности. Теперь же, наоборот, малыш плачет, когда пришедшие в гости знакомые берут его на руки. Может казаться, что малыш стал менее общительным. В реальности же такое поведение говорит только о новом этапе развития ребёнка. Ребёнок стал старше и уже делит мир на «знакомое» и «незнакомое». И, конечно же, с опаской относится к незнакомому, новому. Одновременно малыш демонстрирует привязанность к тем, кто взаимодействует с ним регулярно. Малыш чаще улыбается тому, к кому привязан, дети чаще лепечут в присутствии знакомых им взрослых и демонстрируют огорчение, когда теряют их из вида. Так, малыш может начать плакать, если потеряет из вида маму. И, напротив, дети проявляют признаки радости, когда мать или другой значимый взрослый оказывается в поле их внимания. Научившись ползать, а потом и ходить, он будет стремиться следовать везде за объектом привязанности, чтобы не терять его из вида.

После года у ребёнка меняется фокус потребностей. Ребёнку, научившемуся передвигаться, уже важно не только взаимодействовать со значимым взрослым, ему важно удовлетворять свой интерес. Малыш начинает исследовать окружающий мир, понемногу отделяться от мамы. Но при этом ребёнок чаще старается держаться около мамы. Например, на детской площадке он может отойти, если его взгляд притянут другие, интересные для него вещи. При этом малыш периодически оглядывается на мать, держит её в поле зрения, периодически возвращается к матери и снова уходит от неё. Для ребёнка важно, чтобы мама оставалась в том месте, где он её оставил. В случае какой-то опасности (громкий звук, собака или другой ребёнок), малыш бежит к маме. Обычно в таком случае он стремится к телесному контакту с матерью (забирается на колени, обнимает). Телесный контакт с матерью даёт возможность малышу снова почувствовать себя в безопасности. И через некоторое время ребёнок снова готов исследовать мир. Однако не всегда малыш готов познавать, исследовать окружающее пространство. Например, в случае болезни или физической усталости малыш предпочтёт контакт с матерью и откажется от исследования. Его потребность в контакте, причастности к матери, становится более сильной, нежели потребность в познании и исследовании.

Итак, на первом году жизни появляется привязанность к матери или другому значимому взрослому (отцу, родственнику, опекуну). Также у малыша к окончанию первого года жизни формируется представление о том, насколько отзывчив, насколько доступен объект привязанности. Если ребёнок не уверен в отзывчивости и доступности объекта привязанности, у него появляется тревога. Например, если мать неожиданно для ребёнка пропадает и так же неожиданно для него появляется, то доверие ребёнка к миру оказывается подорванным.

Ваш малыш начал исследовать мир. Но ему важно и быть уверенным, что вы неожиданно не пропадёте. А вы пишете, что уходите незаметно. Естественно, ребёнок на это реагирует и бежит узнать, где же мама. Вероятно, у него появляется тревога и после этого продолжать занятие для него оказывается травматичным. Старайтесь не «исчезать» тихонько. Это не значит, что нужно всегда находиться рядом с ребёнком. Но можно сказать, что вы пошли на кухню и т. д. Да, ребёнок, скорее всего, побежит за вами, и в возрасте 1 года – это нормально. Вы – основной объект привязанности вашего ребёнка. На данном этапе жизни он предпочитает общение с вами. Обычно так и бывает в раннем возрасте. Постепенно ребёнок будет больше заниматься с другими близкими, постепенно начнёт отделяться от вас. На данный момент можно играть в разные игры втроём (вы, муж (бабушка) и ребёнок). Это могут быть очень простые игры: мяч, кубики. Однако эти совместные игры помогут ребёнку наладить эмоциональную связь с другими родственниками.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.