Вход
как научить ребёнка слушать родителей

Почему ребёнок «не слышит» родителей?

В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос.

У нас спрашивают:

– Сыну недавно исполнилось 2 года, и иногда он прямо идеальный ребёнок. А иногда делает вид, что меня не слышит, и вообще меня в комнате нет. Как себя правильно вести в такой ситуации? Одно дело, когда он не отвечает на вопрос «Пойдём кушать?» Ну не хочет, занят. А другое дело, когда прошу что-то не делать (например, не возить машинку по зеркалу, потому что зеркало может разбиться и его поранить).

На вопрос отвечает психолог Юлия Гусева:

– Иногда дети «не слышат» родителей, когда очень увлечены игрой. Бывает, что они перестают «слышать», защищаясь от обилия замечаний и указаний. Также можно предположить, что ребёнок «не слышит» вас тогда, когда ему это выгодно. Во-первых, обратите внимание на ситуации, когда сын вас «не слышит». Не слишком ли их много? Может быть, вы могли бы чуть реже обращаться к ребёнку? Может быть, какие-то ситуации не требуют вашего вмешательства?

Также стоит изменить немного ваше поведение. Если вы задаёте ребёнку вопрос и хотите получить ответ, но не получаете его с первого (максимум второго) раза, то можно привлечь внимание ребёнка с помощью прикосновения. Подойдите к сыну, положите руку на плечо (возьмите за руку) и задайте свой вопрос ещё раз.

В случае же, когда вы хотите, чтобы ребёнок перестал что-то делать, нужно говорить, не что не нужно делать, а что нужно. «Не» – коварная частица. Она имеет тенденцию выскакивать из нашего сознания. Так, вместо «Не бей, не толкай», остаётся посыл: «Бей, толкай», а вместо «Не трогай, не бери» – «Трогай, бери».

Попробуем оказаться от «не»? Тогда давайте переформулируем наши запреты.

Вместо «Не лезь к огню» можно сказать «Будь осторожен, горячо».

Вместо «Не трогай ножницы» – «Ножницы острые, можно пораниться, будет больно».

«Не крутись на качелях» – «Посиди спокойно, крутиться на качелях опасно».

«Не кричи» – «Я тебя слышу».

«Не дерись» – «Зачем ты ударил мальчика? Ему очень больно и обидно».

«Самый конструктивный путь – очень рано предупреждать детей об опасности, ничего не запрещая», – написала Франсуаза Дальто. Отказавшись от частицы «не», мы не запрещаем детям, но обозначаем последствия их действий, предупреждаем об опасности. То есть даём им возможность увидеть последствия их действий.

Есть и ещё одна причина, по которой желательно отказаться от «не». Использование «не» – это обозначение запрета. Однако такой запрет не показывает, что, как и когда нужно делать. Для взрослого совершенно очевидно, что слова «Не лезь в лужу» одновременно означают и «Обойди лужу». А что эти слова значат для ребёнка? увы, не то же самое, что для взрослого. Ребёнок понимает, что наступать на воду нельзя. Он чувствует, что ему что-то запрещают, и от этого запрет особенно хочется нарушить. Но ребёнок не очень хорошо понимает, что конкретно он должен делать. Поэтому нередко ребёнок просто останавливается перед лужей. Или, например, посыл «Не плюй косточки от черешни на стол» означает, что плевать косточки на стол нельзя. И только это. Если же мы говорим: «Выплевывай косточки на эту тарелку», мы даём ребёнку информацию о том, как нужно поступать с косточками. То есть формируем у ребёнка адекватные формы поведения, помогаем ему адаптироваться к новым условиям окружающей среды.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.