Вход
ребёнок любит наблюдать

Почему ребёнок предпочитает наблюдать, а не делать?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Дочке сейчас два с половиной года. Посещает тоддлер-группу три месяца. Остаётся там без проблем. На занятия в Монтессори-группу ходили с полутора лет. Вопрос же заключается в том, что мой ребёнок ни со мной, ни без меня в Монтессори-среде ничем не занимается сама, только наблюдает за другими детьми. Педагоги говорят, что у неё такой способ восприятия и что нам не стоит волноваться. Дома тоже все материалы лежат без дела, занимается очень редко и максимум 5 минут. Единственное, что интересует её пока постоянно и уже достаточно длительное время – это заворачивание своих игрушек. Причём раньше это был процесс, а сейчас уже ролевая игра. Ещё любит лепить из пластилина, складывать пазлы, иногда рисовать. Но в уровне «мастерства» этих занятий, как мне кажется, уже по возрасту могло бы быть и лучше. Дело, наверное, в отсутствии хорошей практики. Дома мы предлагаем занятия, если мается бездельем, но не настаиваем ни на чём, следуем за ребёнком. Дома много читаем, дочка хорошо говорит, цитирует Пушкина уже. Как можете прокомментировать нашу ситуацию?

На вопрос отвечает Анна Федосова, Монтессори-педагог:

– Для дошкольников нетипично учиться, только наблюдая. Они постигают мир и искусство быть взрослее через активное восприятие и манипулирование с предметами, совершая собственные пробы и ошибки в разных занятиях. Существует небольшой процент юных последователей Льва Толстого, которые «учатся ездить на велосипеде, наблюдая, как другие делают это». Если педагоги, которые знают девочку уже год, считают, что девочка склонна больше рассматривать чужие действия и ошибки, чем совершать свои, то их мнение обоснованно. Значит, и дома одним из любимейших занятий будет наблюдение за занятиями других. Может быть, дочка проведёт время с большей пользой, созерцая вас, когда вы готовите ужин, чем с материалами, которые остаются лежать без дела.

Следует быть осторожными в определении того, когда ребёнок «мается бездельем». Меня отрезвила реплика сына, когда он был в возрасте вашей дочери. Я увидела, что он хмуро молчит уже довольно долго, и начала расспрашивать, что это он такой грустный, и была готова развернуть кипучую деятельность по этому поводу. На что сын мне ответил: «Мама, не мешай! Я думаю». Мне повезло, что он выразился так прямо: не каждый ребёнок в этом возрасте будет отстаивать свою внутреннюю жизнь. В действительности, мы не знаем, чем занят человек, который внешне ничем не занят. Но, скорее всего, он поглощён чем-то нужным, если он не просит внимания и помощи ни на словах, ни поведением (например, сбрасывая вещи с полок, капризничая и т. п.). Важно проявить максимум деликатности по отношению к ребёнку, оценивая то, занят он чем-то или нет, стоит ему наблюдать за другими или лучше бы он пошёл и занялся чем-то сам. Малыша легко отвлечь от этой, ещё пока такой хрупкой внутренней жизни, и тем самым повредить ей.

Тем не менее движение – основа развития даже для детей, выдающихся в своей созерцательности. Так что было бы здорово отыскать такие занятия, которые увлекут и которые требуют разнообразных движений. Без непосредственного наблюдения сложно представить, как именно выглядит любимая девочкой игра в заворачивание игрушек, так что мне сложно предположить, какие занятия могли бы быть похожи на неё. Вы же имеете возможность всмотреться в то, что делает девочка, и попредлагать ей разные занятия, которые могут быть похожи на то, что вызывает у неё интерес. Какие-либо конструкторы дают возможность сходных действий? Может, элементы оригами её заинтересуют? Какие-нибудь художественные виды деятельности могут дать похожий опыт? Может, застёжки или даже одёжки для кукол вызовут энтузиазм. Понятно, что одевать себя более практично, но если у девочки есть интерес к заворачиванию, то имеет смысл составить презентацию из куклы с нарядами, выполняя которую, ребёнок станет совершенствовать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, представления о пространстве и соотношении частей. Вы можете испечь или сделать вместе домашние конфеты, а потом дадите ей завернуть каждую в фантик. Скоро Новый год, и можно украшать комнаты вместе с ребёнком. Тут огромный простор для вашего родительского творчества. Но остерегайтесь быть навязчивыми: когда с душой придумаешь прекрасную идею развивающих занятий, так хочется, чтобы и ребёнок пришёл в восторг такой же силы. Но у девочки могут быть свои симпатии и свой ритм развития, в который ваша идея может и не попасть. Не принимайте прохладного отношения ни на свой счёт, ни на счёт идеи, а просто отложите её на время и пробуйте следующий вариант (или позвольте ребёнку самому что-то делать или даже не делать).

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.