Вход
книги для малышей до трёх лет

Подойдут ли Чуковский и Пушкин для чтения малышу до трёх лет?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Помогите разобраться с литературой для чтения ребёнку (родитель читает). Как известно, лучше читать о повседневных обычных вещах, а сказки подходят для детей после 5–6 лет, когда они начинают разделять настоящее и выдуманное. А как же Чуковский, Сутеев и прочие авторы/произведения, которые так и просятся для чтения в 1 год, 2, 3? Если Простоквашино, крокодила Гену и большие сказки Пушкина, Толстого можно отложить до такого возраста, а некоторые и для самостоятельного чтения, то как быть с небольшими рассказами с явно вымышленными героями и действиями?

На вопрос отвечает Анна Федосова, Монтессори-педагог:

– Замечательно, когда родитель находит возможность регулярно делать такую необходимую вещь, как читать ребёнку книги. Это во многих отношениях полезное совместное занятие, которое имеет смысл только тогда, когда приносит радость и ребёнку, и взрослому. Вам должны нравиться книги, которые вы читаете, но это не значит, что стóит читать всё, что вам нравится. Присмотритесь внимательно к тому, что значит для вас «авторы/произведения просятся для чтения в год, два, три». Рискну предположить: ваша симпатия основана на том, что вы стремитесь повторять то, что делали старшие поколения на вашей памяти. Отчасти вам не терпится приобщить детей к тому, что вы полюбили как ребёнок (скорее всего, позже трёхлетнего возраста) или любите сейчас как взрослый. Все эти причины не имеют отношения к потребностям ребёнка, хотя не обязательно противоречат им.

Я сама большая поклонница юмора и фантазии, в том числе и в повседневной жизни, но взрослому важно отдавать себе отчёт в том, насколько иначе это выглядит в глазах малыша, который пытается разобраться в происходящем вокруг него «с нуля». Вот вам пример: у меня в классе девочка (1 г. 3 мес.) моет руки. Кран открыла (как она училась его открывать – отдельная история), руки намочила, мыло взяла, мыло убрала в мыльницу; всё в правильном порядке – знающий уже человек, не первый раз руки моет. С таким осведомлённым гражданином уже, казалось бы, и поговорить можно. «Три руки», – говорю я ей (пену, которая получается, если тереть намыленные руки, она уже тоже видела и знает). Девочка смотрит на меня с большим изумлением на лице… и тянется к полотенцу. И я понимаю, что слово «вытри» руки она уже знает. А «три» руки – нет, и пока не видит разницу.

книги до трёх лет

Дети каждый день с громадным трудом ищут смысл в потоках впечатлений и знаний, и речь – только часть того, в чём нужно разобраться. Лист – это и бумаги, и на дереве; ботинки – обувь, но они только для улицы, а тапочки – обувь, но они для дома. А есть тапочки для улицы. Есть туфли, как у мамы, лодочки с высоким каблуком, а у папы тоже туфли, но они совсем иначе выглядят. Думаете, ребёнку мало всего этого и стоит прочитать стихотворение о дереве, на котором обувь не уличная и не домашняя, а растёт? Стоит или нет – лучше судить по ребёнку. После двух, а то и трёх лет дети обычно сами проявляют инициативу, начиная искать альтернативные способы использования предметов и слов, положительно отзываются на юмор, способны в отдельных ситуациях адекватно воспринимать идею «понарошку».

Всё это проявляется в отношении хорошо знакомых тем и ситуаций и (если не механически повторяется за взрослым, а возникает спонтанно на основе готовности) свидетельствует о том, что ребёнок может оценить вымысел. Но прежде этого лучше оценивать каждую детскую книгу сквозь призму образца для понимания тому, кто ещё мало что успел понять. Первая задача книг – пополнить словарный запас и презентовать саму идею книги как источника истории о том, что мы не наблюдаем воочию. Лучшие первые книги – правдивые изображения с подписями. И вы сами увидите, что сначала дети хаотично раскрывают книгу то на одной странице, то на другой. После прочтения большого количества книг с картинками, не связанными в единый сюжет (но, может быть, объединённых темой), мы вводим книги, где есть простая история, показанная в картинках с подписями, и постепенно дети понимают идею истории, рассказываемой книгой. Вот на этом этапе некоторые из «классических» детских книг пригодны к полезному чтению. Кое-что можно выискать уже и у С. Я Маршака, В. Г. Сутеева, Е. И. Чарушина, В. В. Бианки.

К. И. Чуковский в своём творчестве очень часто прибегает к парадоксальному или фантастическому способу существования и использования предметов. Я не припоминаю у него произведений, которые могли бы быть адекватно поняты маленьким ребёнком. Небылицы забавны ровно настолько, насколько человек знает, что это небылица. Если бы вы сами, к примеру, поехали в Японию в многомесячную командировку и не хотели бы попасть впросак или проявить грубость, то вы бы с удовольствием послушали кого-то, кто рассказал бы вам об обычаях страны восходящего солнца. Уверена, вам было бы не до шуток или небылиц. Дети – недавние гости в нашем мире, и им тоже не смешно, когда шутка или вымысел описывают незнакомую часть реальности, а таких частей у реальности в детстве немногим менее, чем везде.

Что же касается с небольших рассказов с явно вымышленными героями и действиями, то именно они отлично походят для самостоятельного пересказа (с опорой на картинки или без них), а то и чтения детьми в возрасте 4–6 лет. Более масштабные же произведения лучше слушать, пока их читают взрослые, не только в 4–6 лет, но даже и позже.

Редакция

1 comment

  1. Анастасия 11 августа, 2017 at 14:58 Ответить

    Чуковский, да и вообще любая поэзия, это сродни музыки. Там часто не про смысл, там важен звук. Это как искусство. Мы же даём детям слушать хорошую музыку, не показав и не рассказав сначала про ноты. Конечно, все дети разные. Мой сын 2 лет пока не дорос до произведений Чуковского. А вот племянница в его возрасте очень любила его слушать. Именно слушать. Сейчас в 10 лет она занимается вокалом, играет на фортепиано. Даже пишет немного сама музыку. Она музыкальный ребёнок, и даже в раннем возрасте, не понимая слов в стихотворениях, она тянулась к звучанию, к рифме.

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.