Вход
развиваем самостоятельность у ребёнка

Помогаем малышу быть самостоятельным

У детей 2–3 лет появляется желание участвовать в делах взрослых, делать серьёзное и настоящее, быть независимым и самостоятельным. Но часто в темпе взрослой повседневной жизни сложно уделить достаточно времени этому желанию ребёнка. Нам некогда ждать, когда малыш сам застегнёт или наденет одежду, у нас нет времени протирать пролитое, исправлять испорченное. Это лишние действия и лишнее время, у нас самих всё получается хорошо, а ребёнок научится, когда подрастёт. Но может быть и такое, что, подрастая, малыш уже чаще просит сделать что-то взрослого, чем стремится делать это сам. Однако и жить постоянно в темпе 2–3-летнего ребёнка – невыполнимая задача.

Как найти компромисс между двух этих огней?

Девиз метода Марии Монтессори – «Помоги мне это сделать самому». И в этом девизе золотая середина подхода к самостоятельности малыша – не делать за него, не заставлять делать самому, а помогать делать самому.

Вот несколько советов, как применить это правило в повседневной жизни.

Во-первых, постарайтесь выбрать подходящее время. Если вы действительно торопитесь, если опаздываете, если ситуация совершенно не располагает, то вы всё равно будете нервничать и злиться.

Например: «Давай ты будешь надевать это сам, когда мы пойдём на прогулку. Сейчас мы едем по делам, и у нас очень мало времени». Или «Ты сам можешь надеть штаны, а всё остальное сейчас помогу тебе я, потому что мы опаздываем».

Во-вторых, у ребёнка тоже может быть плохое настроение или неудачный день. Если он не хочет делать что-то, что раньше всегда делал сам, не стоит настаивать и доводить ситуацию до конфликта. Попытайтесь найти компромисс.

Например: «Я могу помочь тебе собрать кубики, а ты соберёшь мягкие игрушки». Или «Если у тебя сегодня плохое настроение, то я помогу тебе».

В-третьих, если ребёнок увлечён занятием настолько, что не замечает ничего вокруг, старайтесь не нарушить это его ценное состояние (речь идёт, конечно, о конструктивной деятельности, которая не вредит ни ему самому, ни окружающим). Иногда даже наш пристальный взгляд или громкий совет могут нарушить концентрацию. Наберитесь терпения и подождите, но если он попросит помощи – не отказывайте.

В-четвёртых, не оставляйте ребёнка наедине с очень сложной для него задачей, трудной для первого раза или его возраста. Это может отбить у него желание в следующий раз пытаться сделать это самому, поселит в нём сомнения.

Например, самому навести порядок в комнате, убрав все игрушки, для 2–3-летнего малыша – очень сложная задача. Так же, как и надеть неудобный или сложный предмет одежды, завязать шнурки.

Что-то сложное можно учиться делать поэтапно, начиная с простых действий.

Самое главное в помощи малышу быть самостоятельным – это взаимное доверие. Будьте с ним друзьями и партнёрами на этом пути, уважайте и будьте готовыми дать ему ту самостоятельность, которую в нём воспитываете.

Читать по теме:

Как воспитать в ребёнке самостоятельность?

Независимость ребёнка: как организовать еду, сон, туалет и работу дома?

Создание пространства

Монтессори дома: принципы формирования среды

Комната малыша по принципам Монтессори-педагогики. 10 идей

Юлия Горелова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.