Главная Отвечаем на вопросы Пора ли учить ребёнка читать, если ему интересны буквы

Пора ли учить ребёнка читать, если ему интересны буквы

Пора ли учить ребёнка читать, если ему интересны буквы
Добавить в избранное Распечатать

У нас спросили:

— Моей дочке 2 года и 7 месяцев. Несколько месяцев назад она сама начала интересоваться чтением, «читать» по слогам надписи на продуктах и рекламных щитах. Является ли это сигналом к тому, что девочку пора учить читать, или же мне надо подождать до 3,5–4,5 лет?

На вопрос отвечает Монтессори-педагог (АМИ 0–3) Анна Федосова:

— В вопросах темпа детского развития мы смотрим на ребёнка, а не на календарь. Да, есть средний возраст, в котором дети готовы к тому или иному. Многие более сложные навыки опираются на другие более простые, поэтому и в порядке их освоения у людей много общего. Но в деталях путь каждого уникален. Критерием готовности к чтению является не возраст, а интерес и возможности.

С ваших слов дочка интересуется письменной речью, которой она окружена. Сами по себе дети указывают на отдельные буквы или даже на части составных букв Ы или Й. Чтобы ребёнок начал имитировать слоговое чтение, взрослый должен продемонстрировать подобную манеру как образец. И тогда девочкина имитация не совсем её инициатива: вероятно, что она в меру сил копирует вас, а не демонстрирует достаточную зрелость.

По-настоящему складывание слов из слогов становится возможным после того, как будут выучены буквы (или значительная их часть). Обратите внимание, что прочитывать их следует так, как мы делаем это при чтении, а не озвучивать названия.

Наблюдение за детьми привело Монтессори к тому, что максимально эффективно обучение письму раньше чтения, поэтому готовность к овладению письменной речью определяется по зрелости когнитивных и моторных навыков, участвующих в успешном вырисовывании букв.

Но находить знакомые и незнакомые алфавитные символы всюду, где мы можем их видеть, слышать, как они читаются, пробовать угадать, что за слово из них складывается — довольно занятно тем детям, которые готовы к чтению.

По моему опыту, если родители интуитивно следуют за ребёнком, но доступа к языковым материалам Монтессори-класса 3–6 нет, дети идут именно по этому пути: пробуют читать жизненные вещи типа вывесок и этикеток.

Продуктивно поддержать их в этом начинании, а также показать, как пишутся буквы, и инициировать какую-то переписку с малышом. Можно составлять объявления о том, что вы едите на завтрак, или писать послания папе о том, как вы провели день. Вариантов, как включить письмо в вашу повседневную жизнь, масса.

Не поддавайтесь соблазну форсировать самостоятельные письмо и чтение. Преждевременно навязать их раньше так же вредно, как и игнорировать интерес «потому, что рано». Нащупать верную точку баланса — бесценно.

Иллюстрация: ru.pngtree.com

Читать по теме:

Когда начинать учить ребёнка читать: лучшие методики обучения чтению

Учимся читать по Монтессори

Как привить любовь к чтению

Как  привить ребёнку любовь к чтению

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интересное на Монтессори.Дети

Монтессори дома

Пальчиковые игры и игры с движениями для дошкольников и младших школьников

Воспитание и развитие

Три европейские методики: Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия

Воспитание и развитие

10 идей, как успокоить перевозбуждённого ребёнка

Воспитание и развитие

Проводим дома опыты с сухим льдом

Родителям о методе Монтессори

Что значит принцип Монтессори «Следовать за ребёнком»

Отвечаем на вопросы

Задать свой вопрос эксперту
Опыт родителей

Как я стала Монтессори-мамой

Опыт родителей

Монтессори-пространство для двух детей разного возраста

Опыт родителей

Наблюдение за ребёнком вместо вопроса: «Чем ты сегодня занимался?»

Опыт родителей

Сегодня суббота

Опыт родителей

Монтессори и Вальдорф в одной семье