Вход
Педагог показывает ребенку Монтессори-материал красные штанги

Как презентовать ребёнку Монтессори-материалы?

В редакцию «Монтессори. Дети» поступил вопрос от Марины Тимошук. У нас спрашивают, как правильно презентовать ребёнку Монтессори-материалы.

Вот, что пишет Марина:

– Мне кажется, педагогика Монтессори – это именно то, что нужно мне и моей малышке. Сейчас мы пробуем воплотить идеи этой методики дома, так как подобных центров в нашем городе нет. В процессе изучения литературы по данной теме у меня появился вопрос. Методика предполагает обустройство среды, а не навязывание занятий с определённым материалом, но в тоже время ребёнку нужно объяснить, как использовать тот или иной материал. А как правильно это сделать? Если я начну рассказывать, что куда нужно ставить или как пользоваться пипеткой, это не будет навязыванием правил игры?

На вопрос отвечает Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6) (Монтессори-школа «Изумрудный город» в Улан-Удэ):

– Вы совершенно правильно и логично рассуждаете. Но есть одна особенность – выбор может осуществляться только на основе ЗНАНИЯ. Если ребёнок выбирает активность только на основе первичного интереса, как пример, выбор яркой игрушки в магазине, то это скорее любопытство, нежели проявление истинного выбора.

Когда ребёнок чем-то заинтересовывается, то мы предоставляем ему ключ: «Давай, я покажу, как я это делаю». И если мы верно определили состояние истинного интереса, то ребёнок полностью погрузится в деятельностное состояние, опека и участие взрослого ему уже будут не нужны. Он полностью, на интересе, впитает всю последовательность алгоритма, причём не только непосредственной работы, но и сопутствующие нюансы: как подготовить рабочее место, как убрать за собой все последствия работы. Ребёнок будет раз за разом самостоятельно возвращаться и повторять этот вид активности, пока полностью не извлечёт всю нужную для развития информацию. Если же побуждением к активности было любопытство, то ребёнок просто попробует и отодвинет от себя материал, сдвинув его на более поздний срок, но может и совсем не возвращаться в эту активность.

Отдельный разговор про пипетки, клизмочки и прочие активности, как бы нацеленные на развитие мелкомоторной активности. В методе любая презентация должна иметь связь с жизнью, то есть мы даём ребёнку не просто абстрактные навыки, а упражнения с реальной перспективой. Ему нужны навыки, которые дадут конкретный видимый результат в повседневной жизни. Налил в лейку воды – полил цветок; стол был мокрый – взял тряпку и вытер – стол стал сухим; взял карандаши и порисовал – получилась картинка. Цели реальны и жизненны. В случае с переносом жидкости с пипеткой, пересыпанием круп, нанизыванием сушек на верёвочку, прищипыванием прищепок к определённому цвету и другими подобными активностями получается совсем иная картина – эти упражнения оторваны от реальности и не ведут к реальным жизненным проявлениям.

На фото Международный Монтессори-центр «Отрада»

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.