Главная Практика воспитания «Причинить» счастье

«Причинить» счастье

«Причинить» счастье
Добавить в избранное Распечатать

Можно ли «причинить» счастье? Необычная постановка вопроса: разве его можно «причинить»?

Счастье – оно такое желанное. Его нельзя навязать, но можно им поделиться, если тебя об этом просят. И мы хотим и можем делиться – улыбками, временем, знаниями – в случае, если есть запрос на счастье, когда в нём есть ПОТРЕБНОСТЬ. Что же происходит, если запроса нет?

Довольно распространённая ситуация… Ребёнок не испытывает чувства голода, но его, причём с завидным постоянством, пытаются накормить – «осчастливить». И кормят, временами проталкивая ложку с вкусной едой до самых гланд. Разве таким образом можно стать счастливым? Сильный ребёнок борется, он отторгает такое «счастье» всеми доступными ему способами, тратя на сопротивление большую часть своих энергетических ресурсов, данных ему, между прочим, для развития. Слабый сдаётся и подчиняется, отказываясь от своих истинных потребностей – желаний. Вот только состояние счастья – это не беспрекословное выполнение чуждых установок и приказаний, а способность чувствовать самого себя и уметь выбирать для себя лучшее в любой ситуации и обстановке.

Слишком часто ребёнка представляют в качестве сосуда, который нужно наполнить ЗУН (знания, умения, навыки). И как же часто взрослые включаются в своеобразную гонку за счастьем, у которой просто нет финиша. Мы усиленно начинаем кормить своих детей музыкой-танцами, спортом-математикой, английским-рисованием и прочими вещами, просто «жизненно необходимыми» для подобного «счастья».

А может ребёнок – это вовсе и не пустой сосуд, и не нужно усиленно его наполнять? Пусть он обладает всеми правами на индивидуальность. Тогда нужно признать и его собственные потребности, интересы, особенности характера, способы усвоения информации. И да, права на то, что он несовершенен, конечно, и может – о, ужас – совершать ошибки!

Не нужно причинять, нужно ПРЕДЛАГАТЬ. Таким образом мы даём ребёнку право выбора, в рамках которого он имеет право сказать «нет». Просто нужно ждать, когда придёт время, только не следует смотреть на девочку Лену (которая уже может) и ссылаться на соседского Васю (который уже умеет). И когда оно, время, действительно придёт именно для вашего ребёнка, то музыка-танцы, спорт-математика, английский- рисование будут вызывать искреннее восхищение у дочки или сына, а не у ответственных за их судьбы взрослых, потому что это просто будет им самим безумно ИН-ТЕ-РЕС-НО. Все эти, конечно, нужные и похвальные занятия должны присутствовать в непосредственном окружении, чтобы у ребёнка была возможность для выбора и пробы, но важно, чтобы он мог слышать и чувствовать самого себя.

А мы свою взрослую энергию можем потратить на формирование окружающего пространства. Давайте слушать и слышать своих детей. Они нуждаются и в нас, и в нашей помощи. Давайте просто сами будем счастливыми, причём без всяких кавычек.

Авторы: Мария Турабаева и Юрий Филёв

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интересное на Монтессори.Дети

О методе Монтессори

Как кормить грудью новорождённого

1 комментарий
Монтессори дома

Пальчиковые игры и игры с движениями для дошкольников и младших школьников

Практика воспитания

Три европейские методики: Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия

Практика воспитания

10 идей, как успокоить перевозбуждённого ребёнка

Практика воспитания

Проводим дома опыты с сухим льдом