Вход
прогулки на улице с ребёнком

Прогулка по Монтессори: на что обратить внимание?

Свободное времяпровождение на улице обеспечивает детям возможность исследовать и управлять другим типом среды, а именно реальными природными условиями. Что лучше иметь для детских прогулок? Широкие открытые пространства с различными видами ландшафтов и природных материалов от камней-палок-шишек до валунов-пеньков-коряг, предоставляющие детям разнообразие спонтанных исследовательских действий, или крошечного размера игровые площадки в городских условиях со строго ограниченным и запланированным перечнем возможных действий? Главное в этом вопросе вовсе не конкретный размер площадки, а многовариантность возможностей для спонтанного и произвольного развития моторных движений как крупных, так и мелких, а также самостоятельность в принятии решений – чем и как себя занять решает ребёнок.

Тысячелетиями для игр на свежем воздухе главенствующей была идея детской «свободной игры», когда дети самоорганизовываются и выбирают для себя тип деятельности самостоятельно, индивидуально или разбиваясь на произвольные группы. Но темп жизни всё более ускоряется, и чем больше влияние цивилизации, тем всё сильнее взрослые вмешиваются в процесс организации детской прогулки, пытаясь её формализовать и поставить под свой неусыпный контроль. Хочется обратить внимание на то, что педагоги и родители частично, если не полностью, берут на себя подготовку детских игр и всё более плотно включаются в непосредственное участие в этом процессе. Что в результате происходит с детьми? Детская самоорганизация и самоструктурированность всё более выхолащиваются, дети всё более сами по себе, кампании если и образуются, то им всё труднее построить ситуативное детское сообщество на замену игровым моделям. В лучшем случае приходят взрослые «аниматоры», и дети всё больше переключаются из активно-исследовательского в пассивно-развлекательный режим.

прогулки с ребёнком

В методе Монтессори мы не увидим разделения между игровой и обучающей деятельностью: мы придаём достоинство играм ребёнка, назвав их работой! Мы выстраиваем на открытом воздухе пространство по тем же принципам и с тем же вниманием, что и в классе. А стоит ли вообще ограничивать класс границами условностей? В методе ребёнок не столько учится, сколько просто живёт, причём с активной жизненной позицией. Там, где климат теплее и даёт возможность находиться на открытом воздухе, двери сообщества часто просто открыты и для взрослых, и для детей, они могут приходить и уходить, принимая решение о том, где находиться, самостоятельно. Это идеальный вариант, когда нет никакого перерыва в свободной деятельности ребёнка, когда работа вынужденно прерывается регулярной необходимостью в определённо-специальное время выходить на улицу.

Но если погода более холодна, то не стоит расстраиваться и отменять прогулки, а ведь именно так, к сожалению, и поступают большинство современных взрослых. Я в настоящее время вообще живу и работаю с детьми в Сибири, с её резко континентальным климатом, здесь гораздо, как бы это сказать помягче, прохладнее. Но мы гуляем в любую погоду, и у детей всегда есть возможность проявить себя. Работаем с тем, что есть, неправильной погоды вообще не существует, но есть неподходящая одежда. И если идёт дождь или мороз кусает за носы и щёки, то нужно просто правильно экипироваться. Пусть нет у нас возможности гулять под пальмами, зато у нас пять месяцев в году есть ледяная горка и искрящийся снег! И каждый день дети придумывают новые поводы для своих игр. Пусть ищут и исследуют палочки-камешки-коряги. Пусть балансируют на пеньках и булыжниках. Пусть рассматривают-изучают свойства льда-снега-наста. Пусть забираются на деревья и суют свои ноги-руки-носы в ямы-лужи-сугробы. Пусть, пусть, пусть… чем их больше, тем всё более жизненного опыта прибывает к детям. А возможные травмы? – обеспокоенно возразят мне некоторые родители. Ну, от ссадин-синяков-царапин ещё никто не погибал, даже настораживает, если честно, когда у детей их нет. А кроме того, это прекрасный способ узнать, а что же делать с пластырем-зелёнкой-йодом и перекисью водорода. Мало того: с травмами, причём из «безопасной» домашней среды, приходят именно те дети, которых ограничивают в их естественной потребности к изучению собственной же среды обитания.

прогулки на свежем воздухе с ребёнком

Приведу пример, как свободная прогулка оказывает опосредованное влияние на разновозрастной коллектив единомышленников. Совсем недавно дети устроили на улице настоящий листопад. А потом, как бы между делом, выяснилось, что когда звёзды падают, то это явление называется звездопад; снег падает, так это уже снегопад, вода – водопад. Целую неделю они обсуждали потом свои лингвистические открытия-обобщения, и им было вдохновенно интересно до блеска глаз и лёгкого румянощёкого возбуждения.

Есть много способов, чтобы грамотно подготовить внешнюю среду. Огромное значение для ребёнка, к примеру, имеет деятельность, связанная с наблюдениями в природе всего того, что не является творением человека, – например, растений, животных, погоды и т. д. Но главное, что мы можем подарить ребёнку на его прогулках, – это возможность свободно ставить жизненные эксперименты так, как именно ЕМУ кажется уместным.

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.