Вход
Обучающее пространство для малыша

Пространство для изучения без посторонней помощи

Друзья! Напоминаем, что продолжается конкурс «Наш Монтессори‑дом». Присылайте нам письма о Монтессори‑среде (или элементах Монтессори‑среды) у вас дома и получайте книги в подарок.

А сейчас читаем эссе Алии Хатиевой и черпаем идеи:

– Здравствуйте, хочу показать и рассказать о Монтессори-среде у нас дома. Сейчас моему сыну год и три. У него своя комната, которая поделена на зоны. Есть зона для сна, зона для игр, зона физической активности и зона гигиены.

пространство для изучения

В зоне для сна у нас находится низкая кровать, в которой сын спит с 4-х месяцев. В зоне для игр мы разместили стеллажи с игрушками в минимальном количестве и бизиборд. В зоне физической активности у нас стоит детский комплекс, разработанный специально для малышей, и ребёнок с полугода осваивает его с удовольствием. В зоне гигиены стоит горшок и корзина с салфетками, подгузниками и чистым бельём. Все маленькие гости у нас чувствуют себя очень свободно и с огромным удовольствием изучают пространство без посторонней помощи.

Сейчас эта комната уже немного видоизменена: когда малыш ещё так активно не изучал пространство, у него место бодрствования состояло из коврика, зеркала, мобиля и игрушек.

Комментирует домашнюю среду Монтессори-педагог Анна Федосова:

– Чудесная домашняя среда. Мне кажется, это очень вдохновляющие фотографии: в них нет глянцевого лоска фотографий с зарубежных сайтов, которые подавляют нечеловеческой простотой и нежилым видом инсталляции Икеи. Тут всё иначе: глядя на изображения этой среды, легко представить, что так могли бы быть оформлены комната или часть комнаты для любого ребёнка в России. Пространство оформлено разумно, идея зонирования пространства реализована с пониманием сути этого принципа. Радует спортивный уголок, увенчанный ребёнком. Модели комплексов такого типа кажутся мне (и малышу, как мы видим, тоже) очень удачными и практичными. Они компактные, легко совмещаемы с прогулочной зоной, если есть жёсткое ограничение по площади. По мере взросления ребёнок может находить всё новые, возрастающей сложности виды использования комплекса. Есть место на нём и кольцам, канату или трапеции. А когда комплекс станет мал, он всё ещё будет шикарным домиком.

пространство для самостоятельного изучения

На примере вашей низкой кровати можно легко показать, как сделать её удобной и безопасной. Многие родители опасаются, что ребёнок упадёт с напольной кровати, расшибётся да так и замёрзнет на голом полу. А если не упадёт сам, то будет сдут на пол сквозняком. Подушки, грядушка, штора позволяют избежать этих проблем.

Матрёшка в виде космонавта! Это идеально. Исконная кукла в платочке и фартуке меньше подходит классической форме, чем космонавт.

Почти хорош плакат с животными. Они вполне реалистичны, и даже изображены немного (хотя и недостаточно) с учётом реального размера друг относительно друга. Не очень хорошо, что часть животных лежит: ребёнок ещё не знаком с ними, и может воспринимать, например, лежащего тигра как безлапого. Но купить что-либо промышленное – большая проблема. Взрослый ум охотнее уравнивает изображения животных по размеру изображения, а не по размеру животного.

Азбука расположена в месте, где ребёнок её, скорее всего, не видит. И это очень удачно. Даже если вы не собираетесь использовать для обучения ребёнка письму и чтению классические Монтессори-материалы, никогда не используйте азбуки с картинками. Они вредны. Буква должна связываться с фонемой, со звуком напрямую, потому что она именно для этого и предназначена. В азбуке с картинками последние выступают промежуточным звеном между звуком и буквой, побуждая ребёнка проделывать лишнюю работу, которая будет мешать ему складывать буквы в слоги и слова. Выделять первый звук в слове – великолепная игра, с картинками или словами, но она хороша, когда вы используете множество слов или картинок для каждого звука. В устном варианте это прекрасное развлечение в пути для детей постарше, не требующее дополнительных материалов. Называя буквы, вы, разумеется, произносите звук, как он мог бы читаться, а не название буквы, так как название буквы при чтении мешает похуже слитой с буквой картинки.

пространство для малыша

Не совсем поняла, как оказалась под спортуголком гитара. Даже если ребёнок играет на ней, она не выглядит лежащей на своём месте. Если играет на гитаре не он – тем более. На ней точно заправлены концы струн так, чтобы малыш не мог пораниться? Доступ к музыкальным предметам – это почти так же прекрасно для растущей и самонастраивающейся нервной системы, как и возможность физической активности на спортивном снаряде. Но лучше, если это будут предельно простые инструменты, позволяющие самостоятельно извлекать гармоничные звуки.

Очень хорошо, что горшок находится на специально отведённом ему месте. Не очень хорошо – что это место совсем не похоже на то, как это принято среди взрослых. Есть свои плюсы в том, чтобы горшок был недалеко и в поле зрения: у ребёнка больше шансов вспомнить о нём и успеть им воспользоваться. Кроме того, не в каждом туалете поместится горшок, не в каждой квартире можно позволить ребёнку самому идти в туалет (если безопасная зона ребёнка ограничена частью комнаты, например). Минусы – не совсем корректный образец расположения туалета. Некоторые дети не любят отправлять физиологические надобности так публично сами по себе, безо всякого образца со стороны взрослых. Они могут избегать пользоваться горшком только потому, что его расположение не позволяет уединиться. Если помещение горшка во взрослый туалет по какой-то причине нежелательно, лучше найти место не на проходе и организовать подобие ширмы.

Как я уже писала однажды, бизиборды – в гораздо меньшей степени Монтессори-материал, чем уверяют многие их производители. Они могут быть разной степени полезности и вредности в зависимости от конкретного исполнения. Конкретно тот, что на фото, вполне уместен в той его части, которая воспроизводит идею классического Монтессори-материала с дверками и запорами различного типа. Дети охотно вынимают и складывают обратно мелкие предметы, когда за дверкой находится ящик, но картинка за дверью (особенно, если она сменяется время от времени) тоже служит точкой интереса. Буква – скучная картинка. Когда ребёнок будет способен воспринимать её как графическую запись звука, тогда изображения станут интересны, а ребёнок готов использовать их.

бизиборд для малыша

Если включатели что-либо включают – это неплохая возможность для ребёнка поуправлять миром. Страсть детей к включению-выключению света общеизвестна. Если же включатель фиктивный, то этот элемент бизиборда вреден. Он создаёт опасное убеждение, что включатель ничего не делает, кроме возможности пощёлкать. Какое-то время спустя вы можете обнаружить включенным нагреватель, пустую стиральную машинку, микроволновку, а выключенными – морозильник и запущенную уже стирку.

Идея поместить на бизиборд макеты застёжек мне нравится. Но шнуровка – сложное упражнение, по-настоящему ребёнок сможет выполнять его нескоро. Ровно после того, как дверки и запоры станут ему неинтересны. Я не вижу смысла совмещать на одном планшете материалы, рассчитанные на разный возраст. Крупная пуговица с петлёй или молния подошли бы больше.

Если ребёнок стащил вилку, чтобы использовать её в качестве прорезывателя, а потом сам припрятал её в карман бизиборда, то уберите сами или попробуйте подвигнуть на это малыша. Если её положили вы, то вы только что научили малыша рассовывать вилки во все неожиданные места – от папиных инструментов до маминого органайзера с рукоделием.

Монтессори-пространство дома

Немного беспокоит меня наличие роликов: я не вижу полезного движения, которое ребёнок после года мог бы тренировать на них, но это полбеды. Главное, что этот элемент бизиборда учит малыша трогать пальцами ролики, которые он легко может встретить где-нибудь в качестве элемента мебели. Ему легко может не повезти: кто-то сдвинет мебель, пока маленькие пальчики пытались крутить настоящий мебельный ролик.

Отпирать что-то несложное ключом – прекрасное занятие, требующее скоординированной работы рук. Если же вы предлагаете ребёнку связку ключей в качестве стереогностического материала, то приготовьтесь искать ключи от квартиры в неожиданных местах. Впрочем, к этому должен быть готов каждый родитель.

Когда бизиборд висит выше, он стимулирует вставание и стояние.

В целом пространство комнаты явно выстроено с оглядкой на реакцию ребёнка, нашлось место и для некоторого количества взрослых вещей выше уровня взгляда малыша.

Будет очень интересно увидеть, как поменяется эта комната в будущем году.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.