Вход
Kriticheskoye-myshleniye

Развитие критического мышления детей в Монтессори-классе

В наш информационный век на первый план выходят те качества ума, которые связаны с умением делать выбор:

  • отделять важное от неважного;
  • оценивать достоверность информации быстро и верно;
  • выделять главное;
  • отсекать информационный шум, но не упускать существенные новости и новшества.

Именно поэтому так вырос спрос на критическое мышление, а вслед за этим и спрос на педагогические технологии развития этого качества в детях.

Как и многие аспекты личности, критичность — качество взрослого ума, фундамент которого закладывается в раннем детстве, а основы — в дошкольном и младшем школьном возрасте. По этой причине все многочисленные попытки разработать какие-то меры по развитию критического мышления у старших школьников и студентов выглядят беспомощно, а у дошкольников и младших школьников — бессмысленно.

Как же эта проблема решается в Монтессори-педагогике?

Чтобы ответить на вопрос, остановимся на том, что предлагает метод Монтессори в отношении некоторых компонентов и факторов критического мышления.

развитие критического мышления детей в Монтессори

Воспитание самостоятельности как метод развития критического мышления

Метод Монтессори предлагает организовать жизнь ребёнка так, чтобы малыш с рождения мог проявлять посильную независимость и самостоятельность. Это длинная история расширяющихся возможностей. Она начинается с того, что малыш может сам разглядывать или не разглядывать красивый мобиль, сам покинуть низкую кроватку и вернуться в неё, а продолжается самостоятельным выбором и последующей работой с материалами в классе, принятием решений на уровне достигнутой бытовой, функциональной независимости.

На уровне социальных взаимоотношений разновозрастная группа и система правил и традиций вежливости и любезности, принятая в классе, учат детей чувствовать ответственность за качество отношений с другими людьми. Монтессори-ученики хотят и умеют договариваться и обычно хорошо отдают себе отчёт в том, зачем соблюдать нормы поведения, что полезного в этом лично для них. Это формирует положительное самоотношение — знание о себе как о человеке, мнение и мысли которого имеют значение.

Читать по теме: Как метод Монтессори раскрывает потенциал любого ребёнка 

Сам опыт построения рассуждений о том, как и зачем следует поступать в отношении других, тренирует рефлексивность, умение думать и рассуждать о своих поступках, о знании и не знании чего-то, умение поставить себя на место другого. Результаты подобной внутренней работы составляют основу критического отношения к любой информации.

Критическое и рефлексивное отношение не только к интеллектуальным задачам, но и задачам нравственного выбора, выделяет Монтессори-метод среди других подходов. В традиционной парадигме важность критического мышления в связи с ценностями и моральными установками постулируется, но никаким образом не упражняется.

инструменты развития критического мышления у детей в Монтессори

Инструменты и навыки критического мышления

  1. Информация — не конечная цель, а сырьё для собственного мнения

Любой личностно-ориентированный подход к воспитанию указывает на тот факт, что знание не воспроизведение готовых блоков информации, а результат переосмысления некоторого разнообразия данных, когда человек создаёт собственное понимание вопроса.

Самостоятельность ученика в Монтессори-классе содействует правильному отношению к фактам как к материалу для осмысления. Любой Монтессори-материал должен быть автодидактичным. Это означает, что, работая с ним, ребёнок сам делает вывод, постигает свойство, формулирует закономерность или правило. Дети делятся своими открытиями в групповой работе, что помогает оформить достигнутое понимание в вербальную форму.

Читать по теме: Обучение детей финансовой грамотности в Монтессори-образовании

Начиная со старшего дошкольного возраста, дети постоянно выполняют проекты. Они разыскивают информацию по теме или вопросу, систематизируют её и делают презентацию результатов исследовательской работы. Если в рамках темы недели все дети подготовили доклад каждый по отдельному вопросу, то затем вместе они могут обсудить результаты своей миниконференции и сделать какие-то общие выводы из того, что они сообщали друг другу.

  1. Постановка вопросов и формулировка проблем — важный навык критического мышления.

Первый опыт такого рода дети получают, взаимодействуя с автодидактичными Монтессори-материалами. Когда дети предоставлены своему чутью, интересу, они сами ставят перед собой простейшие исследовательские задачи, скажем, зрительно-моторной координации — соотнесения того, что я вижу, с тем, что я могу сделать, с тем, что я вижу. Ребёнок пробует поместить вкладыш в разные рамки и исследует свойства формы, учится прогнозировать возможные действия на основе видимого. Даже на таком примитивном уровне иногда дети измышляют масштабное исследование, затрагивающее несколько разных материалов. Например, ребёнка может заинтересовать свойство качения, и он будет пробовать катить и шарик из одной презентации, и барабанную палочку, и цилиндр из рамок-вкладышей, и вазочку. Ещё не умея вербально сформулировать вопрос: «Как связана форма предмета и характер качения?», тоддлер находит ответ на этот вопрос. Дети постарше ставят себе задачи посложнее и всё чаще формулируют их. Они открывают соотношения между презентациями зоны математики, языка, космоса.

развитие навыков критического мышления у детей

Неудивительно, что в школьном возрасте дети оказываются достаточно подготовлены к тому, чтобы самостоятельно формулировать алгоритмы решения задач и правила правописания, ставить проблемные вопросы и решать их. Разумеется, учитель начальной Монтессори-школы подготовлен и умело избегает сообщать детям готовое знание, направляя их к источникам информации и возможностям эксперимента не только по естественнонаучным вопросам, но и в области математики, языка.

Читать по теме: Мифы о плюсах и минусах системы Монтессори 

  1. Критическое мышление основывается на независимом от мнения других суждении, но развивается именно в дискуссии с другими.

Эпизодической совместная работа детей может быть только в тоддлер-классе. И старшие дошкольники и школьники постоянно работают в микрогруппах, ведут обсуждение на кругу, готовятся к публичным выступлениям и выступают, задают вопросы и отвечают на них. Всё это происходит в атмосфере, где уважительность и доброжелательность регламентируется правилами класса. Следовательно, у детей накапливается положительный и конструктивный опыт обсуждения различных точек зрения и источников информации. Именно позитивный опыт такого рода воспитывает личность, имеющую свою позицию, а не зависимого от чужого мнения человека. Кроме того, развитое самоуважение также способствует независимости суждений и уважению к мнению других. В ситуации, когда мне не нужно соревноваться с соучеником, я с гораздо большей вероятностью выслушаю его внимательно и вдумчиво.

технологии развития критического мышления в Монтессори

  1. Корректная, «честная» аргументация — инструмент критического мышления.

Этот момент тоже тесно связан с предыдущим: доброжелательная, вежливая атмосфера сотрудничества, культивируемая в Монтессори-классах, располагает к тому, чтобы дети стремились найти максимально точное описание и понимание реальности, а не добивались победы высказанной изначально лично ими точки зрения. Если главная награда — понимание, а не похвала того, кто первым назвал «правильный ответ», вы не будете путать свою драгоценную самооценку с высказанной идеей, и проблема того, как не переходить на личности в споре просто не будет стоять, по крайней мере, не так остро, как в соревновательной системе традиционной образовательной модели. В споре действительно рождается истина, но это должен быть не спорт, а спор в кругу друзей, общество которых приятно друг другу.

  1. Критическое мышление требует достаточно высокого уровня абстракции и аналитической деятельности.

Дошкольные Монтессори-классы наполнены материалами, удовлетворяющими потребности детей в манипулятивной деятельности, развитии и упражнении чувственного восприятия, мелкой и крупной моторики. Вероятно, по этой причине, многим родителям кажется, что познание через движение и ощущение даёт пищу только для конкретного мышления. Это ошибочное впечатление. Ребёнок идёт от частного к общему и способен пройти эту дорогу самостоятельно, потому что Монтессори-материалы подобраны так, чтобы необходимые обобщения сделать было проще. Реализуется так называемая изоляция трудности: в каждом отдельно взятом материале варьируется один признак, качество или отрабатывается один навык. Это не только облегчает обучение, но и позволяет даже неопытному в построении теорий ребёнку обобщить конкретный опыт до определённого уровня абстракции. Таким образом, в школу дети приходят уже с громадным багажом крошечных открытий ряда закономерностей, свойств, выводов и продолжают практику анализа и обобщения на новом уровне, в конечном счёте, развивая способность мыслить критически.

Из высказанных соображений ясно, что Монтессори-способ организации образования представляется мне крайне благодатным полем для развития критического мышления у детей. Важно так же, что возможность такого развития предоставляется юным умам своевременно.

На фото Монтессори-школа LePort 

Анна Федосова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.