Вход
религиозное воспитание детей в Монтессори

Религиозное воспитание детей в Монтессори

Мария Монтессори была глубоко верующей католичкой, и это отражалось на том, какую культуру она предполагала транслировать детям. Монтессори разработала ряд материалов, которые знакомили детей в классах 3–6 с основами католического богослужения и традициями, присущими основным праздникам, таких как вертеп на Рождество. Для младших школьников были написаны Большие Истории, которые выступают для детей отправной точкой в самостоятельном поиске и изучении различных тем, составляющих содержание школьной программы. Многие из этих историй составлены с явным указанием на христианскую традицию. Сто лет назад это давало итальянским детям правдивое представление о современниках и их культуре. С тех пор к вопросу религиозного воспитания в Монтессори-классах стали подходить иначе.

Религиозное воспитание в школе Монтессори

В целом история взаимоотношений Монтессори и религиозного воспитания не сильно отличается от таковых у школы обычной. Классическое школьное образование выделилось из той системы подготовки грамотных людей, которая уже была налажена в традиции христианства, иудаизма, ислама. Секуляризация светских школ происходила постепенно. В первой половине ХХ века элементы моноконфессионального воспитания ещё присутствовали в массовом образовании, но постепенно это стало прерогативой специализированных учебных заведений. Вызовы нового времени приводят к тому, что и во многих религиозных школах детей знакомят с широким разнообразием мировоззрений, которыми могут обладать люди, в том числе и в вопросах веры. Совершенно то же происходит и в Монтессори-классах: пока католическое воспитание предполагалось неотъемлемой частью образования, оно реализовывалось практически в каждой Монтессори-школе. Материалы для такого воспитания отвечают всем критериям Монтессори-пособия, позволяя детям вбирать знания об этой стороне культуры так же самостоятельно и по собственной инициативе, как и всё остальное.

религиозное воспитание ребёнка в Монтессори

Христианское воспитание в Монтессори-методе 

По мере секуляризации светского образования, а также распространения Монтессори-метода по миру во всём его культурном многообразии, пополнялась методическая база. Для религиозных школ разработали материалы для изучения других вероисповеданий, помимо католического. Написали варианты Больших Историй, которые лучше подходят светским школам, в которых мировоззренческие вопросы были оставлены на откуп семьи, и чисто религиозные пособия сменились материалами более культурологического плана и традицией отмечать различные праздники. Выбор тем связан с окружением, поскольку основополагающей по-прежнему остаётся задача познакомить детей с культурой, в которой они рождены.

Религиозные Монтессори-школы, конечно, существуют в наши дни. Они иначе расставляют некоторые приоритеты в области ознакомления учеников с вопросами веры, но и они стремятся сочетать религиозное воспитание с развитием готовности к межкультурному и межконфессиональному взаимодействию. Например, на главной странице сайта Saint John Catholic Montessori School написано не только о том, что в программе присутствует катехизис, миссия которого помочь установить личную связь с Христом, но и то, что это учебное заведение «для детей любого вероисповедания в возрасте от 3 до 6 лет».

религиозное воспитание детей в Монтессори-методе

Роль мировых религий в воспитании Монтессори-учеников

В любом учебном заведении, а в Монтессори особенно, уделяется внимание географии и истории того места, где оно находится. Но наряду с этим ученики изучают географию всей планеты, астрономию, мировую историю.

Аналогично, вне зависимости от того, является ли школа светской или нет, наряду с изучением локальных религиозных традиций, дети на доступном их возрасту уровне исследуют пространство духовных исканий человечества; мифологическое, религиозное наследие и методы научного познания мира и себя. В зависимости от миссии школы на чём-то может быть сделан акцент, но отрицать многообразие современного мира весьма сложно. Чтобы избежать недоразумений, перед поступлением всегда можно уточнить позицию интересующей вас школы в отношении мировоззренческих тем.

религиозное воспитание детей в Монтессори-педагогике

Экологическое воспитание детей в методе Монтессори 

Мне представляется, что вынесение обсуждения религиозных вопросов за рамки школьного воспитания – правильный вектор развития образования. У родителей есть право и даже, в некотором смысле, обязанность транслировать своё мировоззрение и образ жизни детям. Только узнав от нас, взрослых, о том, как мы сами живём людьми, наши дети могут найти свой путь человечности. Однако, долг родителей не только поделиться своими мировоззренческими ответами, но и не препятствовать самостоятельному поиску аналогичных вопросов и ответов. Даже мы, взрослые, с одной стороны, не в состоянии наверняка знать, к какому будущему готовить детей, но, с другой стороны, кому, как не нам, предполагать, какое будущее ждёт потомков. Хотим мы межкультурной коммуникации или нет, считаем ли мы в глубине души единственно верной собственную веру или уверены в прогрессивности сциентизма, надеемся ли на торжество свободомыслия или взираем на мир с позиции агностицизма, – наши дети (если, конечно, не случится никакой глобальной катастрофы) будут жить в мире тесного взаимодействия, высокой мобильности, и – будем надеяться – большого культурного разнообразия. Лучше бы им быть готовыми к этому. Если школа является площадкой для взаимного познания и сотрудничества детей с разными мирвоззренческими убеждениями, это отличная практика, которая позволяет найти правильный баланс между твёрдостью собственных позиций и признанием права других следовать иным убеждениям.

Сама Монтессори надеялась, что её педагогика позволит детям быть ближе к созидательному началу, что они будут ощущать себя как часть мира и мир как часть себя, и потому идея войны, соперничества, уничтожения инаковости будет им глубоко чужда.

И религиозная, и секулярная организация Монтессори-образования в значительной степени учитывает право детей на самоопределение. Эта позиция хорошо описывается известной цитатой Халиля Джебрана:

Ваши дети — это не ваши дети. 
Они появляются через вас, но не из вас,
И, хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им.
Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, 

Потому что у них есть собственные думы. 

Вы можете дать дом их телам, но не их душам, 
Ведь их души живут в доме Завтра, который вам не посетить, даже в ваших мечтах.
Вы можете стараться быть похожими на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя.
Потому что жизнь идёт не назад и не дожидается Вчера.

 

Источники фото:

stjohnenterprise.org

s-media-cache-ak0.pinimg.com

stjamesdenver.org

st-louis.org

Анна Федосова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.