Вход
ведущая репрезентативная система

Вижу, слышу, ощущаю: познание через органы чувств в традиционном и Монтессори-классах

Каждый человек постоянно получает информацию из внешнего мира за счёт зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных ощущений. Причём значение разных видов ощущений не равнозначно для разных людей. Одни лучше усваивают информацию на слух, для других важнее визуальные образы.

Для обозначения преимущественных способов получения информации используется понятие «репрезентативные системы». Выделяют три основные репрезентативные системы.

  1. Визуальная репрезентативная система опирается преимущественно на зрительные образы. Визуалы – это люди, которые лучше всего усваивают информацию через зрительный анализатор.
  2. Аудиальная репрезентативная система опирается преимущественно на слуховой канал информации. Аудиалы лучше усваивают информацию на слух.
  3. Кинестетическая репрезентативная система опирается на тактильно-двигательный анализатор. Кинестетикам важно трогать то, с чем они работают.
  4. Дискретная система опирается на логическое осмысление того, что получено по трём каналам.

Отдельно выделяют менее значимые системы. Например, ольфакторную (восприятие запахов) и густаторную (вкусовые ощущения).

ведущая репрезентативная система ребёнка

Для обучения важно, чтобы использовались различные репрезентативные системы. Традиционная школа всегда преимущественно опиралась на аудиальный канал. Большую часть информации ученики получали, слушая учителя. Поэтому ученики-аудиалы были весьма успешны. Остальным приходилось сложнее. Ученики получали минимальное количество визуальной информации: скудные иллюстрации в учебнике, пара плакатов на стенах. Это всё, что получали визуалы. Использование современных технических средств несколько улучшило ситуацию для учеников-визуалов. Визуальных образов в обучении стало существенно больше: ученики смотрят презентации, фильмы. Однако аудиальный канал получения информации по-прежнему доминирует. Сложнее всего учиться ученикам-кинестетикам. Увеличение визуального ряда привело к тому, что прежде использовавшиеся немногочисленные материалы, помогавшие кинестетикам учиться лучше, перестали использоваться. Так, ушли из обихода ученика счётные палочки, касса букв и слогов… Про ольфакторную и гутаторную системы в школе и говорить не приходится. Разве что поход в столовую гарантирует включение этих систем.

репрезентативная система ребёнкаА что же среда Монтессори? Какие репрезентативные системы в ней задействованы? Можно с уверенностью сказать, что все. Причём аудиальная, визуальная и кинестетическая в равной степени! В Монтессори-классе каждый материал включает в себя минимум три вышеперечисленные системы. Аудиальный компонент в обучении представлен в презентации материала, ведь наставник рассказывает ребёнку о том, каким образом нужно работать с пособием. Визуальный компонент также активно используется. Презентация не может быть осуществлена без демонстрации, т. е. визуальный и аудиальный каналы задействованы одновременно. А в самой работе не обойтись без кинестетической системы. Ни одно действие в среде Монтессори нельзя выполнить, не дотрагиваясь до пособий. Ребёнок собирает слова, используя буквы, считает и выкладывает бусины. Это работает кинестетическая система. В среде Монтессори комфортно заниматься не только детям-аудиалам. Эта среда однозначно подходит для всех детей, независимо от доминирующей репрезентативной системы.

Читать по теме:

Дети: пять органов чувств

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.