Вход
Монтессори-школа Am Sternenwinkel

Интервью с педагогами немецкой Монтессори-школы Am Sternenwinkel

В апреле группа педагогов из России и Казахстана в рамках проекта International Montessori Partnership посетила сады и школы Германии и Австрии. Билингвальный сад Am Sternenwinkel находится в Мюнхене, в тихом зелёном районе, в старинном особняке, и производит впечатление уютного, «домашнего» места, в котором детям всегда рады.

Сад открылся в 2013 году, сейчас в саду работают две группы для детей до 3-х лет (до 12 человек в каждой группе) и две группы 3–6 (до 16 человек в каждой группе).

Стоимость зависит от количества посещаемых часов и колеблется от 590 до 940 евро.

В стоимость включён завтрак, обед и полдник. Также есть единоразовый взнос в размере 750 евро и ежегодная оплата материалов для ребёнка в 700 евро.

Что общего между Монтессори-садами России и Германии и чем они отличаются? На наши вопросы ответили педагог ясельной группы Виола Бонетти (Viola Bonetti) и ведущий педагог класса 3–6 Клэр Мантц (Clare Mantz).

сад Am Sternenwinkel в Мюнхене

О саде

– Ваш сад частный или государственный?

– Частный. Родители оплачивают пребывание детей. Также каждый детский сад получает финансовую поддержку от государства.

– Как попасть к вам в сад?

– Родители ждут место. В некоторых садах есть только ясли, и после 3-х лет они вынуждены искать место в саду. В нашем саду в любом случае приоритет у тех, кто ходит к нам с самого начала. В Германии листы ожидания есть даже в государственных садах, хотя там группы больше – по 26 детей с двумя воспитателями на группу.

– Есть ли у вас психолог?

– У нас есть внештатный психолог. Она проводит регулярные собрания, на которые родители ходить не обязаны, но если они приходят, мы часто видим, в чём может быть проблема у ребёнка. Для некоторых, например, становится открытием, что они могут сказать «нет» своему ребёнку. Если у нас в группе есть сложный ребёнок, психолог наблюдает за нашей работой и также встречается с родителями. Это человек в возрасте и с большим опытом, поэтому родители ей доверяют.

– Есть ли у вас логопед?

– Логопед приходит 2 раза в неделю и работает с детьми. Она также проводит родительские встречи, на которых рассказывает о развитии речи по возрастам, отвечает на вопросы родителей и даёт советы. Самый главный – разговаривать с детьми и читать книги вместо того, чтобы давать им мобильные телефоны. Родители перестали играть с детьми, и очень часто можно встретить ребёнка с соской, хотя ему уже 3. В саду у нас соска есть только для детей до 3-х лет на сон как способ успокоиться. После 3-х мы её убираем вообще.

– Как вы сотрудничаете с родителями?

– Чтобы больше вовлечь их, мы приглашаем родителей раз в месяц на совместные мастер-классы. Например, перед Пасхой мы делали пасхальные корзинки вместе с детьми. На День матери пекли все вместе торт, а на День Святого Валентина украшали сердца. Мы также устраиваем совместные завтраки, и тогда становится видно, как родители общаются со своими детьми. Мы хотим, чтобы родители выдели, как мы работаем и что мы делаем с детьми, потому что зачастую у них нет этого представления.

Монтессори-школа в Мюнхене

О праздниках

– Как и какие праздники вы отмечаете?

– Это зависит от того, представители каких национальностей присутствуют в данный момент у нас в группе, ведь мы не можем праздновать все существующие в мире праздники. В большей степени это не государственные, а религиозные праздники, потому что в законе сказано, что каждый ребёнок имеет право на религиозное образование, при этом мы стараемся учитывать чувства родителей. Мы празднуем Пасху, индийский праздник жизни, Рождество, Масленицу и другие. Вместо Хэллоуина мы празднуем День тыквы, потому что всё остальное, касающееся данного праздника, может быть слишком пугающим для малышей.

Конечно, мы отмечаем дни рождения. Ещё отмечаем Адвент (предрождественское время у католиков и протестантов – прим. автора). Мы рассказываем детям истории об этом времени и говорим, что всем нужно стать немножечко тише и спокойнее в это волшебное время. Конечно, дети в тоддлер-группе не до конца понимают подробности, и начинают это делать, когда уже переходят в сад.

– Случалось ли, что родители возражали против того или иного праздника – например, индийского или мусульманского?

– Нет, такого не было. Мы рассказываем детям о праздниках, потому что в Баварии существуют ряд законов, касающихся детских садов, согласно которым мы не только даём знания по математике, грамотности, но и по религиозной культуре, чтобы каждый ребёнок понимал, что он – не единственный человек в мире, что есть другие люди, что всё в мире взаимосвязано и имеет значение, чтобы у них был интерес к другим людям и культурам.

– Вы упомянули, что в саду дети из разных стран. Откуда?

– Италия, Испания, Португалия – это только в яслях. А в саду также есть дети из Кореи, Индии, России и Украины.

– Привносят ли родители свои традиции и рассказывают что-то о своих культурах?

– Иногда. В саду проводятся интернациональные завтраки, и дети приносят какое-нибудь типичное для их культуры блюдо, которое подаётся на завтрак. Это действительно очень красочно и разнообразно. Дети садятся вместе, пробуют то и это и комментируют: «Мне это нравится» или «Мне это не нравится». Или: «Дайте мне ещё кусочек вот этого». В саду есть проект «Мой интернациональный класс»: мы привлекаем родителей, чтобы они приходили и рассказывали о своей стране. Один из родителей, рассказывая о Швейцарии, принёс альпийский рог, а родитель из Ирландии показал видео ирландских танцев. Иногда родители приносят какую-то еду, например, одна девочка из Пакистана принесла домашнюю еду, и весь садик сел в круг на пол и угощался. Это было замечательно! Когда мы открыты с родителями и рассказываем, что мы делаем и планируем и что за идеи за этим стоят, тогда они с радостью участвуют. У нас ещё не было случая, чтобы кто-то из родителей сказал: «Я не хочу, чтобы мой ребёнок в этом участвовал», потому что они сами со всего мира, они открыты и знают, что это значит: быть из разных культур и религий.

Монтессори-сад в Германии

Об организации питания

– Как организовано питание детей?

– У нас есть шеф-повар, который готовит для нас каждый день.

– Есть ли у вас специальное разрешение от государственных органов?

– Да, инспекторы из департамента здравоохранения приходят время от времени и проверяют, всё ли в порядке. И чтобы сад открылся, нам нужно было получить от них разрешение.

– Что входит в меню?

– Меню очень разнообразно и сбалансировано: рыба, мясо (говядина, не свинина), овощи, фрукты (яблоки, бананы, виноград), хлеб, мюсли, крупы, хлопья, иногда десерты.

– В нашем обществе многие обеспокоены по поводу наличия в продуктах глютена и т. п.

– У нас нет детей с аллергией на глютен. Кроме того, мы не даём детям до 3-х лет мёд, а до 6-и лет – орехи. Ещё мы просим родителей, если они приносят торт на день рождения ребёнка, чтобы он был без орехов.

– Есть ли у вас дети с аллергией?

– У нас не так много таких детей, может быть, 3–4 на весь сад. Родители предупреждают нас об аллергиях у детей, когда подписывают контракт, и тогда мы покупаем специальную еду, чтобы детям не нужно было приносить ничего с собой.

Монтессори-школа в Германии

Об экологическом воспитании

– Как происходит экологическое воспитание детей? Как вы объясняете детям необходимость экономии воды и так далее?

– Через различные проекты. Кроме того, взрослые должны быть ролевой моделью: я не могу учить детей бережному обращению к деревьям, нацарапав что-то на листе бумаги и выбросив его со словами: «Бедные деревья». Когда дети моют руки, мы говорим им: «Откройте, пожалуйста, кран, намочите руки и закройте кран». Мы рассказываем, что вода драгоценна и некоторым людям её даже не хватает. В яслях это сделать сложнее, потому что малыши ещё много не осознают, но они учатся, глядя на нас. Также мы разделяем мусор.

О гендерном равноправии

– Как вы объясняете детям гендерное равноправие и учите не делить людей по половому признаку?

– По большому счёту мы не делаем никаких различий. Если девочки хотят играть в машинки или мальчики в куклы – почему нет? Это дети, которые исследуют мир вокруг них. Мы также не начинаем отвечать на вопросы, пока ребёнок не задаст их. На большинство вопросов в любом случае отвечают родители, особенно, если в семье ожидается прибавление. Тогда часто ребёнок подходит к нам и говорит: «А у мой мамы в животике малыш». Мы отвечаем: «Здорово, как это получилось?» И дети сами нам рассказывают, потому что родители уже успели объяснить им – кто-то в игровой манере, а кто-то так, как есть. Если дети идут вместе в туалет и у кого-то возникает вопрос, почему другой ребёнок отличается, мы просто отвечаем: «Потому что он(-а) мальчик/девочка». Мы не пытаемся ответить на ещё не заданный вопрос и не говорим: «Иди-ка сюда, садись, я хочу тебе кое-что рассказать». Но вообще, мы не делаем больших различий между мальчиками и девочками и поощряем равенство, потому что и в будущем они будут равны уже как мужчины и женщины.

Анастасия Кузнецова

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.