Вход
развитие чувств и движений ребёнка

Сензитивные периоды развития ребёнка: утончение чувств и движений

От рождения и до шести лет, в период впитывающего разума, ребёнок проживает ряд сензитивных (чувствительных) периодов, и для него это своеобразные окна возможностей. Представим себе головной мозг, который и после рождения продолжает активно развиваться, и для этого процесса остро необходима профильная информация, получить которую можно только из окружающего мира. Во время сензитивного периода определённые группы нервных клеток становятся более активными – это идеальное время, чтобы ввести желаемую ребёнком деятельность, чтобы помочь формированию соответствующих нейронных сетей и комбинаций.

В течение сензитивного периода ребёнок наделён особой восприимчивостью, которая побуждает его концентрировать внимание на определённых аспектах окружающего мира, он проявляет живейший интерес ко всему, что имеет отношение к сензитиву. Ребёнок бессознательно выбирает из окружающей среды всё, что именно в этот момент необходимо для его роста и развития, и это позволяет ему приобрести определённые навыки и знания без видимых усилий и усталости. Важно доверять ребёнку, который ориентируется в своей деятельности на импульсы и призывы своеобразного «внутреннего учителя». Следует также отметить, что эти периоды универсальны для детей всех народов и культур.

Эти ограниченные «окна возможностей» появляются на время и проходят безвозвратно, причём независимо от того, удалось ли ребёнку полностью воспользоваться их условиями. Кроме того, они никогда не повторяются снова. В качестве примера могу привести освоение языка, который маленькие дети просто впитывают, дети постарше легко учат, но уже с акцентом, а взрослые прилагают немалые усилия, чтобы овладеть дополнительным языком и выучить его, с трудом осваивая языковые конструкции.

Вот список основных сензитивных периодов, сроки которых даны достаточно условно и приблизительно, т. к. у каждого ребёнка они сугубо индивидуальны.

Сензитивный период для утончения чувств (2 – 4 года).

Чувства – это посредники, с помощью которых ребёнок вступает в контакт с окружающим миром. Они предоставляют детям информацию о среде и вызывают образование нейронных центров, ответственных за сенсорное восприятие (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное и осязательное) и правильные интерпретации сенсорных сигналов.

Когда чувства утончаются и проясняются, у ребёнка появляется возможность организовать и классифицировать все свои сенсорные ощущения. Нахождение ребёнка в среде, богатой на сенсорные впечатления, в этот сензитивный период позволяет ему пополнить чувственный словарь и создать большее разнообразие нейронных сетей, отвечающих за понимание и интерпретацию его окружения.

Пример. Внезапно проявляющиеся у ребёнка интересы к чувственным раздражителям, активное прислушивание-принюхивание и пр. – это яркие примеры изменений, которые происходят с ребёнком в данный период.

развитие чувств и движений

Сенситивный период для утончения движения (2–4 ½ года)

Движение – это основа всего, и, соответственно, ребёнку жизненно необходимо развивать и совершенствовать свои движения. Это своеобразный пропуск, дающий и многократно расширяющий доступные возможности. Движения развиваются и совершенствуются через подражание взрослым и многократные повторения.

Точные движения необходимы для правильного развития психики и обретения независимости. Чем более ребёнок умел в движениях, тем больше своих потребностей он может удовлетворить самостоятельно, что и становится фундаментом его независимости.

Ребёнок развивает руку и равновесие, которые являются жизненно важными для полноценного функционирования личности и самовыражения.

Пример: Если ребёнок концентрированно и сосредоточенно заинтересовался мелкими предметами, он может просто собирать с пола или земли почти невидимые нам, взрослым, соринки, то это, скорее всего, именно внутренний учитель призывает его реализовать возможности открывшегося сенситива.

Ребёнок очень чувствителен к своим «окнам возможностей», его внутренний учитель подталкивает и зовёт его на действия, связанные с реализацией огромных возможностей, заложенных в течение сенситивных периодов. Блокирование или отклонения от истинных интересов воспринимается ребёнком очень болезненно. Он может испытывать сильное беспокойство вплоть до истерики, особенно если она на первый взгляд немотивированна: очень часто это может быть реакцией на нереализованные потребности сенситивного периода.

Отсутствие свободы обращения с окружающей средой в соответствии с бессознательными внутренними потребностями, неоправданные ограничения, наложенные взрослыми, создают перед ребёнком серьёзные проблемы. Ведь вместо того, чтобы реализовать себя, он вынужденно тратит энергию развития на преодоления препятствий, возникновения которых вполне можно избежать, если внимательно наблюдать за ребёнком и быть в курсе насущных задач его возраста.

Отсутствие достаточного количества разнообразной информации, необходимой для удовлетворения потребностей периода, приводит к дополнительным сложностям в жизни ребёнка. Если предоставленные самой природой возможности упущены, то необходимые и естественные умения в дальнейшем могут быть приобретены только с дополнительными усилиями. Но они, к сожалению, уже никогда не будут столь глубокими, как если бы наполнились естественным образом в соответствующих сенситивных периодах.

Читать по теме:

Сензитивные периоды развития ребёнка: восприятие порядка и развитие языка

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.