Вход
упражнения для развития слуха у детей

Сенсорные упражнения для развития слуха у детей 2–3 лет

В методе Монтессори большое значение имеет формирование сенсорного опыта – изучение окружающего мира при помощи зрения, обоняния, осязания, слуха и вкуса, т. е. всех чувств ребёнка. Особенно важны сенсорные упражнения для детей до шести лет, когда активно развивается нервная система: они помогают образованию устойчивых нейронных связей и дают им необходимую стимуляцию.

Дети: пять органов чувств 

Предлагаем вам несколько игр и упражнений для развития слуха у детей, которые используются в методе Марии Монтессори. Они идеально подойдут для ребят в возрасте 2–3 лет, а для старших детей их можно усложнять. Речь пойдёт о возможности более тонко различать звуки и определять их источник.

Развитие слуха у ребёнка: музыка

Обязательно слушаем музыку, поём, танцуем и играем на музыкальных инструментах. Ведь с двух до шести лет у детей идёт период развития музыкального слуха – они проявляют интерес к самой мелодии, ритму музыки, тону. Музыка связана и с развитием головного мозга, т. к. она влияет на те его области, которые отвечают за математические способности и узнавание образцов и закономерностей.

Вы можете учить ребёнка во время прослушивания музыки подпевать ей и свободно двигаться, танцуя. Либо разучивать специальные движения и песенки, но только если они ему нравятся. Можно научить ребёнка узнавать разные музыкальные инструменты (по специальным карточкам, фотографиям или вживую) и то, как они звучат в разных произведениях. Так же можно произносить названия самих произведений, фамилии их авторов или исполнителей.

как увлечь ребёнка музыкой

Очень хорошо, если у ребёнка будет возможность самому научиться играть на музыкальных инструментах. Для начала это могут быть самые простые трещотки, маракасы, ксилофон, бубенцы, барабан, разные свистульки. Детям нравится причастность к настоящему взрослому делу, и настоящие музыкальные инструменты помогут в этом.

Помните, что те звуки, ритм музыки и слова песен, которые ребёнок слышит в детстве, формируют основу его музыкального образования и становятся первыми воспоминаниями раннего детства.

7 советов: музыка и семья 

Упражнения на развитие слуха по Монтессори

Теперь перейдём к упражнениям для развития слуха. Можно начать с пересыпания или переливания. Здесь акцент делается именно на звуке, с которым сухие зёрна ударяются о поверхность и друг о друга. Поэтому вам подойдут большая глубокая салатница или миска и большая ложка. Для возраста до трёх лет лучше использовать крупные зёрна, например сухую фасоль. Покажите, как зачерпывать фасоль из миски и высыпать обратно. Малыш может захотеть зачерпнуть зёрна ладонями, поиграть с ними. Это не страшно, главное, чтобы он услышал, какой при этом получается звук. Кроме того, звук получается разный, когда зёрна падают в пустую или уже наполненную миску.

Упражнения с крупами для малышей от года до трёх лет 

Можно повторить это упражнение с мисками из разных материалов (дерево, стекло, металл, керамика) и обратить внимание на то, когда звук получается громче, а когда – тише.

Интересный звук можно услышать при переливании воды или при наполнении какой-то ёмкости, особенно если она была пуста. У разных материалов (пластмасса, металл) получается разный звук. Это – всё то, что можно наблюдать и слушать вместе с ребёнком в обычной, повседневной жизни.

упражнения с крупами

Второй шаг – поиск парных звуков. Материал для этого упражнения для развития слуха можно сделать из небольших плотно закрывающихся ёмкостей. Главное, они должны быть непрозрачными и производить при потряхивании чёткий звук, когда мы поместим внутрь какой-то предмет. Ёмкости могут быть из разных материалов – стекла, пластика, дерева. Подойдут так же баночки из-под детского питания, но нужно закрасить или заклеить стенки, чтобы было не видно, что находится внутри.

Всего таких ёмкостей-баночек должно быть двенадцать – шесть одного цвета, шесть – другого. Например, красные и синие. Их нужно наполнить песком, крупами разного размера, камешками, т. е. тем, что издаёт разные интересные звуки. В итоге должно получиться два одинаковых набора разных звуков по шесть штук в каждом. Смысл игры в том, чтобы ребёнок научился находить пару ёмкостей-баночек разных цветов, но одинаковых по звучанию.

Для начала можно просто слушать, какие звуки получаются, если потрясти баночки, а уже потом искать пары. На примере этого материала хорошо можно услышать градацию звуков – от самого тихого до самого громкого, и наоборот.

Одной из разновидностей поиска парных звуков может стать поиск одинаково звучащих колокольчиков. Для этой игры для развития слуха таких колокольчиков нужно подготовить несколько пар. Начать можно с трёх, главное, чтобы различие в звучании колокольчиков было хорошо слышимым.

Так как выглядеть колокольчики могут по-разному, а для нас в этом упражнении важно именно узнавание звука, ребёнку нужно будет играть с закрытыми (или завязанными) глазами. Смысл игры в том, чтобы на слух найти все пары одинаковых колокольчиков.

Слушаем каждый колокольчик по очереди. Можно возвращаться, слушать повторно. Когда находим звучащие одинаково, откладываем их в сторону. Играем до тех пор, пока не найдём все пары.

Знакомимся с Монтессори-материалами: колокольчики Маччерони

Отсутствие звука может быть так же интересно, как и самые разнообразные звуки. Игра в тишину даёт возможность обратить внимание на те звуки, которые обычно незаметны, развивает самодисциплину и так же является одним из упражнений для развития слуха.

Обычно ребёнку предлагается сесть, закрыть глаза и попробовать не двигаться и не разговаривать какое-то время. Начинать можно по условному сигналу. Например, хлопку в ладоши или звону колокольчика. В это время вы, находясь на каком-то расстоянии от ребёнка, шёпотом зовёте его по имени. Как только он услышит своё имя, он должен молча и медленно подойти к вам.

игра в тишину

Ничего страшного, если вначале ребёнок будет сидеть неподвижно совсем мало, не больше 30 секунд. Это нормально. Постепенно он научится расслабляться и контролировать свои желания.

Можно обратить внимание малыша на звуки, которые он услышал, когда вокруг было тихо (своё дыхание, тиканье часов, работу бытовой техники, звуки людей или машин за окном). Можно играть в тишину с движением. Например, пройти по комнате с колокольчиком в руках так, чтобы тот не зазвенел. Или с визуализацией – пока ребёнок сидит с закрытыми глазами, описывать ему, что он видит и чувствует. Например, «Ты идёшь босиком по поляне с мягкой зелёной травой. Впереди ручей с водой. Ты опускаешь в воду ногу. Она холодная!»

Игру в тишину можно превратить в своеобразный ежедневный ритуал. Конечно, только если она понравится вашим детям.

Игра в тишину: слуховое восприятие 

Все эти упражнения проводятся не одновременно, а постепенно друг за другом. Вы должны видеть, что ребёнок понимает, чего от него хотят, готов выполнить ваши просьбы. Не стоит заставлять или уговаривать ребёнка сделать что-то, иначе теряется весь смысл упражнений по Монтессори. Важно, чтобы он заинтересовался и сам захотел попробовать. Можно начинать с фраз: «Сегодня я покажу тебе что-то очень интересное», «Смотри, у меня есть что-то новое, чего ты раньше не видел» и т. п.

Выполняя с вами подобные упражнения, ребёнок научится обращать внимание на те звуки, которые окружают его в жизни, различать их более тонко и называть, что очень важно в возрасте до шести лет.

Юлия Горелова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.