Вход
Ребенок не хочет делиться игрушками

Делиться или не делиться?

В редакцию «Монтессори.Дети» поступил вопрос от Надежды Водовозовой.

Надежда интересуется:

— Моей дочке год и четыре месяца. На днях произошёл инцидент: мы были в гостях у подруги с маленьким ребёнком. Девочке годик и один месяц. Моя дочь увлечённо, сосредоточенно и очень аккуратно перелистывала страницы большой яркой книги. К ней подошла дочка подруги и стала интересоваться книгой, совать руки, забирать, хватать, но не очень настойчиво. Моя начала криком (даже рыком) показывать, что ей это не нравится, и отходить с книгой в сторону, продолжая её листать. Так повторилось несколько раз. Затем мама той девочки психанула и выдала: «Это что такое? Почему твоя дочь не делится чужой игрушкой, а рычит так, что даже мне страшно?» Якобы — это ненормально. На что я ответила: «У неё сейчас нет понятия моё-чужое. Она взяла игрушку и будет играть ей, пока она ей не надоест. Она думает так: «Почему я должна делиться книгой, если я этого делать не хочу? Давай я у тебя заберу твой кошелёк. Ты захочешь им со мной делиться?» У меня дочка контактная, со знакомыми людьми чувствует себя уверенно – играет и балуется. С чужими ведёт себя настороженно, тихо прижимаясь ко мне. Касаясь развития и различных умений, она во многом опережает своих сверстников. Ввиду возраста мой дочери, такое поведение нормально?

На вопрос отвечает Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6) (Монтессори-школа «Изумрудный город» в Улан-Удэ):

— Своей собственной, ЛИЧНОЙ вещью ребёнок делиться не обязан, это его право. Но, насколько я понял из вопроса, книга и территория были чужие. И здесь уже присутствуют нюансы. В данном случае поведение детей естественно, причём с обеих сторон. А вот взрослые не предложили детям модель для выхода из сложившейся ситуации, которую они могли бы использовать в дальнейшем.

Поставьте себя на место младшей девочки. На ЕЁ территорию пришёл другой ребёнок, взял ЕЁ книгу. Тут ситуация неоднозначна. Я бы постарался отвлечь детей от спорной ситуации или предложил почитать книгу всем вместе. Дети ещё не могут разобраться в нюансах собственности, но модели поведения, в том числе выхода из конфликтных ситуаций, уже вполне способны перенимать.

Что касается метода Монтессори, то там все родственники-родители выносятся за скобки, ведь в школе они просто отсутствуют. Все пособия находятся в среде в единственном экземпляре. Каждый ребёнок может заниматься выбранным материалом столько, сколько он хочет. И НИКТО, даже сам гид, не может мешать ему. Дети вынужденно ищут общий язык и находят его, конфликтных ситуаций практически не возникает, только если приходит новый ребёнок.

Редакция

1 comment

  1. Харитина Шадрина
    Харитина Шадрина 29 октября, 2015 at 08:59 Ответить

    Готовы ли вы поделиться чем-то очень значимым для вас,чем вы очень дорожите и никому не даёте, потому что боитесь,что бы кто-то это не испортил? Я думаю,что многие ответят :»Я не буду делиться» Вот так и у детей.Они испытывают те же чувства,которые испытываете вы. А пока ребёнок не умеет говорить, задача родителей проговаривать за него,например : «Маша хочет смотреть книжку одна,когда она с ней поработает ты сможешь её взять.» Ребёнок чувствует себя защищённым и окружающие понимают причины такого поведения ребёнка.

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.