Вход
учить ребёнка помогать родителям

Нужно ли учить ребёнка помогать родителям?

Часто можно слышать о необходимости приучения ребёнка к труду. Именно приучать ребёнка помогать родители обычно начинают в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. Ребёнка просят убрать на место игрушки и свою одежду, накрыть на стол, иногда вытереть пыль или подмести пол, вынести мусор. При этом родители нередко сталкиваются с нежеланием ребёнка что-то делать. Родители начинают беспокоиться о том, что ребёнок вырастет ленивым, не умеющим обслужить себя, и начинают заставлять ребёнка выполнять родительские поручения. А дети в ответ начинают ещё больше протестовать и категорически отказываются что-то делать. И чем больше родители настаивают, тем больше ребёнок протестует. Замкнутый круг.

Чтобы понять поведение ребёнка, нужно посмотреть немного назад – на этого же ребёнка в возрасте 1,5-3 лет. В этом возрасте дети не просто хотят помогать родителям, они рвутся всё делать самостоятельно. Они страстно хотят мыть посуду, подметать пол, развешивать белье. С каким удовольствием годовалый малыш складывает вещи в стиральную машину, а потом с помощью мамы нажимает на кнопку и включает аппарат! Такого энтузиазма, такой энергии не встретить и у взрослого!

Но что делают с этой энергией взрослые? Они очень редко поддерживают энтузиазм ребёнка, чаще они прерывают желание ребёнка что-то сделать. Так, если ребёнок хочет помыть посуду, ему говорят, что нельзя, потому что он обольётся. И даже если разрешают, то обычно после первой разбитой чашки ребёнка отстраняют от работы со словами: ну вот, я же говорил(а), что у тебя не получится! Взрослому гораздо проще подмести пол или вытереть лужу самому, нежели позволить это сделать ребёнку. Что в этом случае усваивает ребёнок? Он начинает понимать, что инициатива наказуема. Ему скорее не разрешат, чем разрешат что-то сделать.

Итак, мы имеем ребёнка, у которого есть желание что-то сделать. И если это желание чаще не удовлетворяется (ребёнку не разрешают что-то сделать или даже ругают за сделанное), то постепенно ради самосохранения ребёнок перестаёт хотеть что-то делать. Почему перестаёт? Потому что с точки зрения самосохранения и внутреннего баланса лучше не хотеть и не делать, чем хотеть и не иметь возможность выполнить желаемое. На то, чтобы перестать хотеть что-то делать, конечно, нужно время. Несколько лет. И как только ребёнок адаптируется к среде, перестаёт проявлять инициативу, начинается что-то непонятное. Инициатива начинает исходить от родителей: сделай то, сделай это… Но у ребёнка уже есть негативный опыт. Он знает, что его будут ругать, если он сделает что-то не так. Его опыт подсказывает, что спокойнее как раз ничего не делать. Именно поэтому ребёнок изо всех сил начинает протестовать и отказывается выполнять просьбы родителей.

Каков же вывод? Не нужно целенаправленно приучать ребёнка к труду. Важно не отучить ребёнка трудиться в раннем возрасте, потому что созидание – это естественное стремление человека. Ребёнок, инициативу которого поддерживали с раннего возраста, продолжает быть инициативным и во взрослом возрасте.

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.