Вход
Мама с сыном делают аппликацию

Такие разные родители: Тип 1. Сливающийся родитель

В психологической науке большое внимание уделяется типологиям. Исследуются и выделяются типы характеров людей, типы поведенческих реакций на различные жизненные ситуации. Существуют и различные типы людей, которые по-разному взаимодействуют с окружающими. Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз выделял несколько типов взаимодействия человека со средой (другими людьми). Поведение родителей по отношению к ребёнку также бывает разным. Попробуем эти типы взаимодействия перенести в поле педагогической практики и рассказать о разных типах родителей.

Сегодня мы поговорим о первом типе – сливающихся родителях.

Если говорить научным языком, то такого родителя мы назовём конфлюэнтным. Конфлюэнция – это слияние. Кто с кем или с чем сливается? В нашем случае речь идёт о слиянии родителя с собственным ребёнком.

Изначально беременная мать в здоровом слиянии с малышом. Он находится внутри неё и отчасти является её частью. Первое шевеление малыша – это начало отделения. Мать чувствует движения малыша и осознаёт, что они принадлежат не ей, а новому человеку, растущему внутри неё.

Новорождённый малыш физически отделяется от матери, но психологически она ещё находится в слиянии с ним, да и он сам не ощущает собственных границ. Наверно, вы замечали, что молодые матери, говоря о малыше, нередко не используют местоимение третьего лица (он/она), а используют местоимение «мы». Так, матери говорят: «Мы покушали, мы поспали, у нас болит животик, мы идём к врачу». Если речь идёт о младенце – это здоровая конфлюэнция. И матери, и ребёнку нужно время, чтобы отделиться друг от друга. Примерно к трём годам окончательно происходит отделение ребёнка от матери, ребёнок ощущает себя отдельным существом, и важно, чтобы и мать начала воспринимать ребёнка как отдельную личность и соответствующим образом вести себя.

Папа завязывает сыну шнурки

Если на приёме у психолога папа десятилетнего мальчика говорит: «У нас страхи», то налицо сливающийся родитель.

Теоретически всё понятно, а как же на практике выглядит родитель, находящийся в конфлюэнции? Если на приёме у психолога папа десятилетнего мальчика говорит: «У нас страхи», то налицо сливающийся родитель. При этом действия папы наглядно иллюстрируют его слова. Папа снимает с мальчика шарф, куртку, помогает развязать шнурки на ботинках. Не будем вдаваться в подробности психологического консультирования этой семьи, отмечу только, что роль папы в появлении страхов мальчика оказалась очень существенной.

Или другой пример. Сливающаяся мама учит с третьеклассником уроки, буквально инспектируя каждую букву, написанную ребёнком. Она собирает его портфель (вдруг он забудет пенал или тетрадь). Почему мама так поступает? Потому что, говорит мама, мальчик несамостоятельный, безответственный, всегда всё забывает и никогда сам не проявляет инициативы. Действительно, мальчик такой. Но почему он такой? Дело в том, что у него нет возможности проявить себя. Как только он заходит домой, мама сразу же открывает его портфель и достаёт дневник со словами: «Что нам задано?». Она сама организует его рабочее место, раскладывает ручки и тетради. Иногда даже выхватывает ручку, чтобы подправить неаккуратно написанную букву. Трудно в этом случае чувствовать себя отдельной личностью, почти невозможно проявить инициативу.

Девочка целует маму

Родитель, находящийся в слиянии с ребёнком, перестает жить собственной жизнью. Его «Я» как бы растворяется в ребёнке.

Родитель, находящийся в слиянии с ребёнком, перестает жить собственной жизнью. Его «Я» как бы растворяется в ребёнке. Он живёт интересами ребёнка (школа, кружки, музей и театры). Такой родитель не даёт ребёнку и шага ступить самостоятельно. Уже взрослый ребёнок находится на «коротком поводке» мобильного телефона. Так, сливающаяся мать может требовать от двадцатипятилетнего сына отчёта о каждом проделанном шаге и регулярно звонит ему, проверяя, где он, всё ли с ним в порядке.

Ребёнку сливающегося родителя очень трудно стать самостоятельным. Родитель не отпускает его из собственной жизни.

Вопросы и рекомендации родителям.

  1. Бывает ли, что вы говорите «мы» вместо «я» или «он(а)»? Если да, то в каких ситуациях? Как вы думаете, что вы ходите сказать, сливаясь с ребёнком?
  2. Попробуйте переформулировать сказанные вами фразы, отказавшись от местоимения «мы» и используя местоимения «я» или «он(а)». Что вы чувствуете? Изменился ли смысл сказанного?
Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.